13:30 26.09.2019 | Все новости раздела "КПРФ"

Выступление В.И. Кашина на Правительственном часе в Госдуме 25 сентября

2019-09-26 13:44
В.И. Кашин

Выступление от фракции КПРФ заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Правительственном часе «О реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. О ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2019 году».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемые товарищи!

Хочу отметить важность того конструктивного диалога, который сегодня состоялся. В этом мы видим залог эффективных решений в интересах развития отрасли, за которую мы все очень сильно переживаем.

Провести этот диалог именно сегодня было стратегически важным, поскольку мы находимся на пороге принятия решений, определяющих будущее отрасли на годы вперед.

Первое, это конечно предстоящая работа над законом о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, в рамках которой мы должны отстоять наши позиции по финансированию двух наших государственных программ – «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а также «Комплексного развития сельских территорий».

Мы знаем не понаслышке, как порой тяжело не то, что добиться увеличения, но даже сохранения тех объемов финансирования, которые определены паспортом программы.

Мы все помним, с каким воодушевлением принимали в конце 2014 года наиболее прогрессивную редакцию госпрограммы развития сельского хозяйства. Нам казалось, что, наконец, в Правительстве нашли понимание всей важности решаемых этой программой задач и необходимости существенного повышения динамики ее реализации в интересах укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации. Но на протяжении всех последующих лет нам приходилось с боем отстаивать каждый вкладываемый в отрасль бюджетный рубль. В результате от спроектированных изначально объемов финансирования мы недосчитывали более 380 млрд. рублей, и лишь благодаря слаженной совместной работе к 2019 году смогли сократить этот разрыв до 200 млрд. рублей.

В этой связи в рамках текущего бюджетного процесса мы должны действовать еще более эффективно, чтобы обеспечить должное финансирование всем ключевым направлениям реализации госпрограммы с выходом на опережающую динамику по большому перечню направлений.

Мы видим, каково финансирование ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», а ведь это современная основа точного земледелия, технологического прорыва в агропромышленном комплексе, призванного обеспечить эффективное повышение, как количества производимого в стране сельскохозяйственного сырья и продовольствия, так и его качества.

Уровень финансирования научно-технической ведомственной целевой программы, программы поддержки малых форм хозяйствования, технической модернизации, ветеринарного и фитосанитарного надзора, и др. также явно недостаточен для решения всего комплекса решаемых этими программами задач.

Особую тревогу вызывает ослабление финансирования важнейших направлений господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Погектарная поддержка фактически ничтожна и в пересчете на посевные площади составляет всего 146 рублей на гектар! Аналогичная ситуация с поддержкой на литр молока. Чехарда с КАПЕКСами не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям эффективно планировать и проводить модернизацию плодохранилищ, картофелехранилищ и овощехранилищ, молочных ферм, селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве, селекционно-генетических центров в птицеводстве, овцеводческих ферм, мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, а также льно- и пенькоперерабатывающих предприятий. А ведь это именно те направления, которые требуют сегодня особого внимания со стороны государства!

Какие в этой связи задачи мы ставим перед бюджетом?

Необходимо обеспечить поэтапное увеличение финансирования приоритетных направлений Госпрограммы с выходом к 2025 году на уровень 500 млрд. рублей. Только в таком случае нам удастся к 2023 году скомпенсировать нехватку финансирования в 200 млрд. рублей за предыдущие годы, и под завершение срока реализации госпрограммы в 2025 году выйти на устойчивую динамику ее реализации. Кроме того, это позволит без дополнительной нагрузки на консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники, коими в большинстве случаев являются наши сельхозтоваропроизводители, вывести финансовое обеспечение госпрограммы на стратегическую отметку в 1 трлн. рублей.

Недавно на совместном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и коллегии Министерства сельского хозяйства мы эти предложения подробно обсуждали и пришли к единогласной их поддержке.

Убедительно просим всех депутатов подключиться к этой большой задаче, через бюджет решить многие и многие стоящие перед отраслью задачи. Убежден, что совместными усилиями, при поддержке курирующего вице-премьера А.В.Гордеева, мы сможем выйти на заданный рубеж.

В отношении госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» повторюсь, что принятие этого важнейшего документа стратегического планирования – наша общая большая победа.

В преддверии ее утверждения было проведено немало совещаний, и на площадке Государственной Думы, и в Министерстве, Правительстве, и на самом высоком уровне с главой государства. Нам с вами удалось убедить всех участников обсуждения в том, что эта госпрограмма – основа развития всего агропромышленного комплекса, восстановления пространственных связей, скрепления великих просторов нашей Родины.

Дополнять и корректировать отдельные положения госпрограммы с учетом практики ее реализации будем в режиме реального времени, поэтому сегодня задачей номер один для нас является закрепление в законе о федеральном бюджете предусмотренных госпрограммой объемов финансирования на 2020-2022 годы в полном объеме.

Нельзя позволить встать на пути реализации этой важнейшей госпрограммы тем людям, которые хотят, чтобы сельским жителям приходилось ездить до ближайшего врача по 80 км., чтобы деревня вымирала, чтобы села деградировали, чтобы продолжала разваливаться коммунальная, социальная инфраструктура сельских территорий!

Следующей большой задачей, к решению которой мы должны приступить в самое ближайшее время, является повышение эффективности управления земельными ресурсами. Причем мы говорим о комплексном подходе, учитывающем необходимость восстановления не только площадей сельскохозяйственных угодий, но и их качества, охраны почвенного плодородия.

Почему фракция КПРФ ставит эту задачу так обостренно?

Земельные ресурсы, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья, посевные площади, наши пашни являются бесценным достоянием нашей державы. Именно эта ресурсная база является определяющей не только для продовольственной безопасности, но и национальной безопасности Российской Федерации. От нашего отношения к этому стратегическому ресурсу зависит, без преувеличения, перспектива развития государства в целом.

За период с 1990 года площадь земель сельхозназначения сократилась почти в два раза – осталось всего 383 миллиона гектар. Вроде бы немало, но по посевным площадям мы скатились на уровень 80 млн. га. Совсем недавно 117 миллионов гектар было! Только за период с 2010 по 2018 г., согласно официальной статистике, произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации почти на 17 млн. га или более чем на 4%.

Т.е. это произошло не в какие-то «лихие 90-е», на которые все сегодня принято списывать, а происходит прямо сейчас, несмотря на то, что сельское хозяйство переживает подъем.

Какие основные факторы и институциональные проблемы этому способствуют?

Во-первых, мы даже на государственном уровне не обладаем всей полнотой информации о земельных ресурсах, не говоря уже о достоверности имеющихся данных. Такие институты как инвентаризация земель и землеустройство практически полностью похоронены. А ведь это основа основ: как можно говорить о выстраивании грамотного, эффективного управления земельными ресурсами, если нет даже элементарного представления, чем на самом деле нужно управлять?!

Заявительный принцип осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами. По оценкам экспертов, учтено и зарегистрировано не более 15 процентов земельных участков сельскохозяйственного назначения. Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределенностью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок, криминализацию земельного рынка, высокий уровень коррумпированности в сфере земельных отношений.

Дело дошло до рейдерских захватов ценнейших земель сельскохозяйственного назначения – опытных полей наших научно-исследовательских институтов! Не так давно нам удалось предотвратить захват земель Тимирязевской академии, но ведь это лишь один пример подобного разбоя. Сегодня под угрозой оказались земли Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства! Незаконно образуемые земельные участки налагаются на маточно-черенковые, маточно-семенные, коллекционные насаждения, питомники, участвующие в селекционном процессе получения новых сортов плодовых и ягодных культур, разрушая тем самым созданную многолетним трудом ученых генетиков и селекционеров систему создания новых сортов и конструкций садов семечковых и косточковых культур.

По этому вопросу мы уже обратились к Президенту Российской Федерации, и настроены решать эту проблему системно с тем, чтобы полностью искоренить подобную практику!

Да, это потребует принятия жестких решений и значительных средств, ресурсов, кадров. Нам предстоит обеспечить проведение масштабной сплошной инвентаризации земель, сформировать актуальную, достоверную базу данных о количестве и состоянии земельных ресурсов. Без этого решить задачи по развитию АПК, по наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции, по импортозамещению, по комплексному развитию сельских территорий не получится. Это аксиома.

Далее. Огромной проблемой остается, по сути, бесхозность огромных территорий сельхозземель. В государственной собственности сегодня находится 2/3 земель (67%), и одна треть в частной – 33%. Из общей площади сельхозземель не используется 46 млн. гектар – площадь, сопоставимая с площадью среднего по размерам государства, например, Швеции или Узбекистана.

При этом, как ни парадоксально, площадь неиспользуемых земель распределяется по критерию наличия землепользователя (хозяина) поровну: из 46 млн. га брошенных угодий чуть более половины находится в гос- и муниципальной собственности и не передано в пользование (в аренду или иные виды пользования), а остальная часть неиспользуемых земель приходится на частные земли и государственные земли, официально предоставленные в пользование частным лицам. Т.е. половина брошенных земель сельхозназначения имеет вполне конкретных хозяев. Но организовать рациональное использование земель и контроль за этим почему-то не получается.

Картина, которая вырисовывается в целом по стране, ужасает.

На некоторых территориях к 2018 году под посевы используют по 5%-20% прежней площади. В Астраханской области – 25%, 28% - в Смоленской области. Плачевная ситуация по всему Нечерноземью. Страшно смотреть на эти данные!

При этом есть Краснодар со своими 95%, есть Алтайский край с 80,5%, который всей Сибири можно поставить в пример, как надо относиться к сельскохозяйственным землям. Можно брать в пример Ставрополье, Ростов, Белгород, Курск, и ряд других регионов. Много делает сегодня Брянщина.

Все говорим о бедности и безработице. А где, в том же Смоленске, взять рабочие места, если все земли брошены, или в той же Костроме, Пензе? В Рязани 50 процентов всего используется. Уникальные земли Подмосковья – 47,3%!

А ведь как раньше мы следили за нашими землями: на этом направлении эффективно работал Роскомзем, обладающий целостной системой подведомственных организаций и структур. Сегодня земельные вопросы разбросаны по целому ряду министерств и ведомств, региональным и местным органам власти, которые каждый в своей части вроде и делают что-то, но абсолютно бессистемно, целостная «картинка» не складывается! Никто всерьез не занимается сохранением земельных ресурсов, пахотных земель и посевных площадей.

А ведь это огромные потери для государства, и в виде недопроизводства сельхозпродукции, и в виде прямых убытков от невозможности взимания платы за землю, и опосредованные – в виде препятствий для территориального развития.

Из этих 46 млн. га около 40% (18 млн. га) – невостребованные земельные доли. Это огромная наша проблема – последствие разрушительных земельных реформ 90-х годов. И совершенно очевидно, что существующие «цивилистические» подходы, защита права собственности и т.п. здесь нуждаются в ревизии, т.к. становятся реальным сдерживающим фактором, непреодолимым барьером для развития. Невозможность вовлечения этих земель в оборот по причинам юридического, процедурного характера (судебная волокита, несовершенство законодательства) должна быть преодолена с помощью поиска соответствующих правовых и организационных системных механизмов – возможно, через специальные процедуры признания бесхозяйными, работу с институтом выморочного имущества, упрощение изъятия и передачи новым землевладельцам хотя бы той части этих земель, на которые есть рыночный спрос. Если нам удастся вернуть в оборот заброшенные земли, то перед страной сразу откроются новые возможности. Это рабочие места, это 100 млн. тонн дополнительного урожая в зерновом эквиваленте.

Не зря, тема эффективного использования сельскохозяйственных угодий в условиях, когда в мире 2,5 млрд. человек испытывают трудности с доступом к продовольствию, широко обсуждается мировым сообществом и контролируется международными организациями.

Мы убеждены, что для решения этой нашей большой проблемы необходимо принять соответствующую государственную программу.

Мы должны действовать решительно. Как уже упоминалось, за период с 2016 по 2018 годы было введено в сельскохозяйственный оборот 3,5 млн. га – немногим более 1 млн. га в год. Но при этом 2,2 млн. га было выведено из оборота.

Поэтому создав надежные механизмы, эффективно препятствующие выбытию сельскохозяйственных земель из оборота, нарастив темпы ввода земель, нарастив темпы возврата земель в категорию пашни, уж у нас есть шанс е через 10-15 лет полностью вернуть утраченное.

По этому вопросу Геннадий Андреевич Зюганов с нашим обращением и справкой по данному вопросу был у Президента Российской Федерации. Президент тоже озаботился поставленным вопросом и дал соответствующие поручения Правительству Российской Федерации проработать этот вопрос с последующим докладом.

Приведу пример. За последние 4 года в Луховицком районе Московской области распахали 20 тыс. гектар, и 15 тыс. га в Зарайском районе. В результате эти районы в 6 раз увеличили производство зерна! Разве это не свидетельство эффективности подхода, как с точки зрения наращивания объемов производства, так и создания новых рабочих мест?

Хочу обратиться к Вам, Вячеслав Викторович, как к одному из главных сторонников возрождения деревни и в целом создания позитивной динамики развития сельских территорий, с просьбой оказать нам на этом направлении серьезную поддержку. По аналогии с тем, как мы действовали инициируя разработку новой госпрограммы по развитию сельских территорий, 18 ноября здесь, в Зале пленарных заседаний Государственной Думы, мы проведем всероссийские парламентские слушания на тему «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

Это станет отправной точкой в работе над новой государственной программой! Также мы надеемся и на успех в совместном продвижении идеи программы о земле с созданием соответствующего фонда или института развития в какой-то иной форме.

Следующий вопрос - состояние плодородия почв. Здесь ситуация ещё хуже.

Уже 9 млн. га пашни заросло древесно-кустарной растительностью, около 0,5 млн. га подверглись заболачиванию и подтоплению.

У нас 51,5 млн. га кислых почв, заболоченных почв – почти 10 млн. га, переувлажненных – 16,1 млн. га, появились первые пустыни! 35 процентов слабогумусированной почвы, столько же и средний гумус. Даже в традиционно тучных регионах, в Черноземье уже есть проблемы.

Нуждается в развитии и обновлении мелиоративный комплекс. Сегодня, к сожалению, многие объекты мелиорации из фактора улучшения земель превратились сами в источник проблем: обветшавшие, изношенные, неоформленные они создают риски различных аварийных ситуаций, а лесополосы – пожаров и болезней растений.

Не так давно по гидромелиорации мы шли вровень с американцами, и у нас и у них было по 13 млн. гектар орошаемых и осушенных земель. Сегодня же американцы ушли далеко вперед, доля мелиорируемой пашни у них подбирается к 40%! Англичане 80 процентов имеют мелиорированных земель. А мы все держим свои 7 с небольшим процентов. Индия, Китай по 1,5-2 миллиона гектар вводят мелиорируемых земель в год, а мы и до 100 тысяч не дотягиваем.

Это целая проблема и ей надо заниматься, заниматься всерьез!

При всех уже названных деградационных процессах наши хозяйства вносят в почву всего 69 миллионов тонн органики. И это при том, что не так давно вносили до 400 млн. тонн. Аналогично по минеральным удобрениям, 10 миллионов тонн вносили, а сегодня и до трех не дотягиваем.

Мы же не можем думать только о сиюминутной выгоде и подходить к использованию земельных ресурсов, которые страна тысячелетиями накапливала, лишь с потребительской точки зрения. Это наша общая задача – сохранять плодородие почв и земельные ресурсы для будущих поколений. По сути, не обеспечивая сегодня баланса выноса и вноса питательных веществ, мы крадем плодородие у наших детей, внуков, правнуков. Истощенная, деградированная земля – это мы завещаем своим потомкам?

Далее – еще одно направление нашей борьбы за землю – сопротивление очередному этапу земельной реформы в виде отмены категорий земель, подготавливаемой Минэкономразвития России.

Мы решительно против того пакета законопроектов, который сформулирован в парадигме отмены деления земель на категории, исключения из законодательства принципа приоритета охраны земель и их использования в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества.

Мы не считаем справедливым установление приоритета законодательства о градостроительной деятельности над земельным законодательством при решении вопросов территориального планирования, перехода от определения общего целевого назначения и, исходя их него, непосредственно правового режима земельных участков на основе принадлежности к категории земель - к точечному определению правового режима конкретного земельного участка на основании установления его разрешенного использования, являющегося исключительно административной и во многом усмотренческой процедурой.

Не нужно быть академиком, чтобы понимать, что такой подход создаст многочисленные риски утраты земель сельскохозяйственного назначения ввиду упрощения их выбытия из сельскохозяйственного производства и изменения их основного предназначения в пользу другого использования, в частности, застройки, и отрицательно скажется на развитии всей отрасли сельского хозяйства.

И здесь мы поддержим наш Минсельхоз, который пытается убедить этих горе-реформаторов, что земля – это не просто территория, а стратегический ресурс, самостоятельное и главное средство производства при любом технологическом уровне развития общества.

Мы, конечно, должны двигаться дальше и навести порядок с невостребованными долями, и совершенствовать процедуры оборота, и возродить землеустройство, и защитить сельскохозяйственные угодья от растаскивания, непрофильного использования и застройки.

Все эти вопросы станут предметом обсуждения на уже упомянутых всероссийских парламентских слушаниях в зале пленарных заседаний Государственной Думы 18 ноября.

И в заключение – о народных предприятиях.

Нам на этом направлении уже удалось многое сделать, и мы вышли к Президенту Российской Федерации с инициативой о проведении в феврале 2020 года в Республике Марий-Эл всероссийского совещания по развитию народных предприятий.

Вот это наиболее кричащие направления, ослабить работу по которым мы не имеем права ни при каких обстоятельствах.

От нашей успешной работы зависит многое. Получится решить эти базовые проблемы – отрасль расцветет, появятся новые высококвалифицированные кадры, появится нужная динамика в молочном и мясном скотоводстве, появятся те цветущие сады, которые не позволят нашей молодежи покидать деревни.

Друзья, в нашей с вами работе по возрождению русского села, кубанской станицы, кавказского аула, сибирского хутора всем желаю здоровья и удачи!

Я убежден, что мы с вами на правильном пути и победа будет за нами!

Спасибо!

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме