16:00 01.05.2020 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: От слов - к делу!

2020-05-01 15:43
В.И. Кашин

Из доклада заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на совещании руководства Государственной Думы с Министром энергетики Российской Федерации А.В. Новаком по вопросам о горюче-смазочных материалах, ситуации на нефтяном рынке и другим вопросам энергетики.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи!

Сегодня я считаю важным еще раз затронуть те вопросы, которые мы совсем недавно уже обсуждали. Понимая значение ТЭКа в развитии нашей холодной страны, мы хотели бы обратить ещё раз внимание на агропромышленный комплекс, на продовольственную безопасность, которая не менее важна, чем безопасность энергетическая.

В свое время, в рамках работы Комиссии по развитию ТЭК, мы под руководством Президента Российской Федерации определили формулу энергетической безопасности Российской Федерации. Тогда особое внимание мы уделили вопросам справедливости системы ценообразования на энергоресурсы внутри страны и обеспечению доступности энергоресурсов, как для граждан, так и для целых отраслей народного хозяйства (в первую очередь АПК). Но, к сожалению, вопреки всему энергетические ресурсы в системе диспаритета цен оказывают на сельское хозяйство все большее давление.

За последние 5 лет цена, к примеру, зимнего дизельного топлива увеличилась с 36 тыс. рублей за тонну до 56,6 руб. за тонну. При этом цена пшеницы третьего класса за тот же период времени фактически не изменилась, даже обвалы цен были. В результате каждая очередная посевная компания, только за счет ГСМ, обходится крестьянам на 20-25 млрд. рублей дороже.

Не менее сложная ситуация с ценами на электроэнергию. Для населения цена сегодня составляет 3,7 рубля за кВт/ч, строительные организации платят 4,7 рубля, 2,6 рубля платит промышленность, а АПК – 8 рублей. В результате аграрии переплачивают за электроэнергию порядка 40 млрд. рублей в год!

Фактически продовольственная безопасность у нас приносится в жертву аппетитам участников энергетической отрасли, большинство из которых, особенно в генерирующих компаниях, представлено иностранным менеджментом и капиталом. Имеют большие аппетиты и посреднические звенья в системе распределения электроэнергии, раздувающие копеечную себестоимость кВт/ч в несколько раз, а также навязывающие нашим хозяйствам условие поставки энергии по предоплате. Это явление очень опасно!

Сложившаяся система ценообразования на энергоресурсы, с учетом структуры себестоимости сельскохозяйственной продукции, определяет недопустимые убытки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому ситуацию надо менять незамедлительно, ведь те документы стратегического планирования, которые приняты в отрасли сельского хозяйства, определяют лишь наращивание потребления энергоресурсов!

Так, мы готовы приступить к реализации государственной программы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и повышения плодородия почв (фактически - второй Целине). Потенциал этой программы через ведение в оборот 40 млн. га неиспользуемой сегодня пашни составляет 100 млн. тонн сельхозпродукции в зерновом эквиваленте. При этом увеличение площади пашни влечет необходимость расширения парка сельскохозяйственной техники из расчета 4 тыс. тракторов и 3 тыс. комбайнов на 1 млн. га.

Действующие государственные программы Развития сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также Комплексного развития сельских территорий тоже нацелены на модернизацию существующих и введение в строй новых мощностей.

В этой связи, уважаемые товарищи, цены на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей должны быть приравнены к ценам для промышленных предприятий, либо существенная часть их затрат на электроснабжение скомпенсирована за счет бюджетной системы!

На необходимости принятия такого решения мы доказательно настаиваем уже не первый год и добились того, что Президент Российской Федерации в своих поручениях Правительству, подписанных осенью 2018 года и осенью 2019 года, черным по белому указал: разработать механизм снижения цены на энергоресурсы для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов. Но до сих пор каких-либо конкретных шагов Правительством не сделано.

Просто стыдно два года затягивать выполнение поручения Президента Российской Федерации!

В части цен на топливо – для сельского хозяйства их необходимо снизить за счет вычета акцизов.

Основная доля дизельного топлива в сельском хозяйстве идет на работу комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Это та техника работает в поле, а не на дорогах. Получается, что акциз, заложенный в цене топлива (а это, ни много ни мало, 21% от розничной цены), а также дорожные налоги, фактически взимаются несправедливо. По оценкам специалистов суммарно такие необоснованные расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют более 25 млрд. рублей в год. Брать с крестьян сбор за то, что они не делают недопустимо!

Деревня и так доведена до нищеты – заработная плата в два раза меньше, чем в среднем по промышленности. Нет там ни газа, ни дорог, ни медицины, ни образования. Пора уже от слов переходить к делу!

Следующий вопрос – задачи поддержки и развития агропромышленного комплекса в сложившихся экономических и санитарно-эпидемиологических условиях.

Министерство сельского хозяйства, всё крестьянство сегодня очень напряженно работают, без суббот и воскресений, в Пасху, в условиях всеобщего карантина активно ведут посевную кампанию.

При этом год ожидается сложный. Недостаток влаги определяет необходимость преодоления этого лимитирующего фактора посредством проведения широкого комплекса мелиоративных мероприятий. Нельзя забывать и о том, что мы ставим задачу ввести в текущем году в сельскохозяйственный оборот 1,5-2 млн. га заброшенной пашни.

Но вместо того, чтобы в этих условиях оказать помощь и поддержку аграриям, Минфин предлагает снять 12% с финансирования государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Хуже того, по госпрограмме Комплексного развития сельских территорий вновь предложено оставить всего 36 млрд. рублей, вместо утвержденных паспортом 80 млрд. руб. И это при том, что по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося в декабре 2019 года, Президент Российской Федерации дал поручение при внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» довести финансирование этой важнейшей государственной программы до паспортных значений.

Реализацию этой программы ждут 38 млн. сельских жителей! Поэтому даже столь сложные экономические условия не повод забыть о тех обязательствах, которые мы на себя уже взяли.

Необходимо обеспечить должное финансирование всем трем государственным программам, формирующим каркас продовольственной безопасности Российской Федерации!

И тут речь идет не о заоблачных суммах, а о 200-400 дополнительных миллиардах рублей в год, что позволит вернуть задолженность по финансированию Госпрограммы развития сельского хозяйства, обеспечить паспортное финансирование госпрограммы Комплексного развития сельских территорий, а также обеспечить эффективный старт и дальнейшую реализацию программы ввода в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель. На пике это лишь 4% расходной части федерального бюджета. Причем необходимые средства у государства есть, нашли же в бюджете 2,7 трлн. рублей непонятно для чего выкупить акции Сбербанка!

Второй обязательный шаг - сломить торговое лобби и, наконец, ограничить торговые наценки, создать справедливую систему распределения прибыли в цепочке производства-переработки-реализации продовольственных товаров. При этом в части продовольственных товаров первой необходимости ценообразование должно полностью регулироваться государством.

Третий шаг – изменить систему налогообложения плательщиков ЕСХН в части признания их плательщиками еще и НДС, если их доход превышает 90 млн. рублей. Мы убеждены, что пороговое значение дохода сельхозтоваропроизводителя для признания его плательщиком НДС должно быть не ниже 400 млн. рублей. В противном случае налоговая нагрузка просто задушит наши и без того убыточные хозяйства.

Уважаемые товарищи!

Агропромышленный комплекс – тот локомотив, который способен обеспечить динамичное восстановления нашей экономики от всех состоявшихся потрясений.

Эффективная реализация наших государственных программ – это залог создания огромного количества новых рабочих мест не только в сельском хозяйстве, но также и в пищевой промышленности, машиностроении, металлургии, химии, транспорте, торговле, и т.д. При этом стабильное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции не только обеспечит население качественным продовольствием, но также гарантирует устойчивое наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Поэтому я обращаюсь к Вам, уважаемый Вячеслав Викторович, и ко всем руководителям фракций в Государственной Думе общими усилиями снять наболевшие вопросы на обозначенных мной направлениях.

Спасибо за внимание!

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме