12:55 25.06.2016 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Ф. Рашкин: Торговля и российские сельхозпроизводители стали заложниками предвыборного популизма «Единой России»

2016-06-25 11:33
Пресс-служба МГК КПРФ

24 июня 2016 года силами депутатов от «Единой России» Госдумой принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», активно продвигавшийся главой думского комитета по безопасности и противодействия коррупции Ириной Яровой.

К сожалению, за красивой целью «укрепления основ национальной продовольственной безопасности» скрывается очередное лоббирование интересов крупных компаний, транснациональных «монстров» в ущерб местному производителю.

По самым скромным оценкам, в результате принятия поправок налоговые поступления в бюджеты снизятся минимум на 34 млрд. руб. Вырастут издержки на административное регулирование. Конечные цены для потребителя вырастут не менее чем на 2,4%. Региональные производители продовольствия «просядут» по сравнению с федералами и международными сетями не менее чем на треть. В свою очередь, это приведет к сокращению доли региональной продукции на полках торговых сетей не менее чем на 5-7% (примерно с 32% до 25%).

Чтобы понять, что именно не так в принятом единороссами законе, достаточно ответить на вопрос – какие три задачи действительно должен решать закон о торговле?

Первая – сохранить для социально уязвимых групп населения круглосуточную доступность всех видов продовольствия в условиях ухудшения финансово-экономической ситуации, стагнации ежемесячных доходов учителей, врачей, пенсионеров, роста повседневных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и транспортные услуги.

Каким образом поправки Яровой решают эту задачу? Снизятся ли цены на социально значимые продукты? Останутся ли они хотя бы на нынешнем уровне? Или вырастут на фоне перебоев в поставках?

Одним из главных пунктов поправок является запрет на продвижение продовольственных товаров при поставке продукции торговым сетям. Если закон вступит в силу, то, например, местный производитель молока или мяса не сможет договориться с магазином о проведении акций на свой товар, привлечь к нему внимание покупателя.

КПРФ встречается со многими отечественными производителями сельхозпродукции – предполагаемое ограничение продвижения выгодно явно не им, а крупным транснациональным компаниям, тратящим миллионы долларов на традиционную рекламу. А что делать нашим российским производителям, у которых таких бюджетов нет? Как они смогут наращивать продажи и производство, расширять ассортимент в связи с отсутствием достаточных механизмов для его продвижения?

Сегодня во время распродаж и аналогичных акций, привлекающих внимание покупателя цена падает на 20-30 процентов. А иногда и вовсе - платишь за одну единицу продукта, а получаешь две.

По мнению независимых экспертов, запрет Яровой на проведение производителями распродаж приведёт к снижению рациона, ухудшению питания граждан. За те же деньги обычный житель нашей страны в натуральном выражении будет потреблять на 20-30 процентов меньше качественных продуктов и будет вынужден покупать себе, своим детям, внукам, своим родителям то, что по своему рецептурному составу далеко не всем полезно, а, скорее всего, вредно.

Вторая задача – это продовольственная безопасность нашей страны в условиях санкций на международных рынках продовольствия. В 1991 году мы открыли свой внутренний рынок для модной продукции с этикетками на иностранных языках. Распахнули его для транснациональных компаний. Страна села не на нефтяную экспортную, а на чупа-чупсовую импортную иглу. Гарантами нашей продовольственной безопасности стали две компании – «PepsiCo» и «Coca-Cola». Именно им принадлежат раскрученные бренды в том числе и те, которые мы когда-то считали своими, отечественными.

Ухудшается или улучшается положение этих компаний на нашем рынке в случае принятия поправок Яровой? Улучшается! Они как были, так и остаются главными рекламодателями на нашем государственном телевидении, куда доступа отечественному производителю по тем расценкам, которые царят в эфире, давно закрыт. Известность их торговых марок вырастет в разы, если брать приход новых поколений покупателей, уже не помнящих что такое российская еда и наша национальная кухня. Более того, сэкономленные деньги они пустят на увеличение объемов своего вещания на всех теле- и радиоканалах и скупят все рекламные щиты вдоль оживленных дорог. С чем останется отечественный производитель? С поправками Яровой. Её образ можно попросить использовать на всех этикетках и упаковках продукции, прогнившей на складе, с надписью «Единую Россию предупреждали». Потому что несколько тысяч производителей, поверивших в программу импортозамещения, закупивших новое оборудование, останутся без заказов и без договоров. И это третья задача, решение которой проваливает «Единая Россия».

Явно не будет способствовать стратегии импортозамещения и прописанное в тексте поправок снижение отсрочки платежа. Это сыграет во вред региональным и местным торговым сетям, испытывающим дефицит оборотных средств, а также дополнительно «усложнит жизнь» небогатым потребителям социально значимых товаров.

Наконец, полную сумятицу может вызвать одно только вступление в силу данного закона. Для перезаключения договоров с поставщиками торговым сетям понадобится, как минимум, 9 месяцев. После вступления поправок в силу с 1 января 2017 г. многие поставщики не успеют перезаключить договоры по новым правилам и не привезут в торговые сети свой товар. В результате полки магазинов могут оказаться пустыми. А это, в свою очередь, вызовет такое волнение граждан, по сравнению с которым остальные проблемы покажутся «цветочками».

В ходе многочисленных дискуссий стало очевидно, что предложенный закон невыгоден никому – ни торговле, ни поставщикам, и надо искать другие, более сбалансированные решения. Однако для депутатов «Единой России» это, видимо, был вопрос не только принципа, но и рейтинга в предвыборный период. Заплатит за рейтинг, как обычно, покупатель, о котором, кстати, в законопроекте также не говорится ни слова. Очевидно, что торговля и российские сельхозпроизводители стали заложниками предвыборного популизма «Единой России».

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме