16:45 12.03.2020 | Все новости раздела "КПРФ"

Н.В. Коломейцев: О противоречии задач нацпроектов и правительственных решений по вопросам развития малого бизнеса в России

2020-03-12 17:02
Николай Коломейцев, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе

Согласно указу Президента РФ 2020 год . В послании Федеральному собранию Президент РФ поставил задачу довести вклад малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в ВВП до 40%. В соответствии с этим был подготовлен соответствующий национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

К 2024 году целевой индикатор по доле МСП в экономике в проекте был определен, равный 32,5% ВВП. Среди других целевых показателей нацпроекта — довести численность занятых в секторе МСП до 25 млн человек за шесть лет и обеспечить долю МСП в несырьевом экспорте на уровне 10%. До конца 2020 доля МСП должна быть увеличена до 23,5%.

Однако, это все - планы. Что происходит в реальности, и что правительство РФ делает для выполнения планов?!

По данным Росстата доля МСП в ВВП составила в 2017-м 22%, в 2018 году — 20,2%, в 2019 году- 22,9%.

Как стимулируют в России участников МСП, чтобы они увеличили свое вложение в экономику страны?

Премьер-министр М.Мишустин в конце 2019 года во время встречи с бизнесменами Новгородской области заявил, что правительство планирует выдать малому и среднему бизнесу по льготным программам кредитования 1 трлн рублей в 2019 году и 10 трлн — до 2024 года.

Однако пока льготное кредитование МСП нельзя назвать востребованным. При целевом показателе в 1 трлн рублей на 2019 год по состоянию на начало ноября 2019 года субсидированных кредитов выдали только на 206,2 млрд. рублей.

Причины – достаточно высокий процент по кредитам и бюрократические требования (залог и показатели темпа прироста выручки, соотношения долга к прибыли и т.п.).

При этом ставка по льготному кредиту 8,5%, более чем в 2 раза превышает целевой показатель по инфляции (4%). По данным ЦБ РФ в сентябре 2019 году средняя ставка по обычным займам для МСП на срок от одного года до трех лет составила 10,59%, на период больше трех лет — 10,16%. (Ист. https://iz.ru/)

Снижение ставки льготного кредитования малого и среднего бизнеса по «Программе 8,5» зависит от позиции ЦБ РФ по уровню смягчение денежно-кредитной политики и снижению уровня ключевой ставки. Но в условиях очередного кризиса и обвала курса рубля на смягчение денежно-кредитной политики рассчитывать не приходится. То есть эта мера - малоэффективна.

Каким образом Минфин России хочет поддержать МСП, подготовив законопроект по повышению страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, не понятно! (Ист. regulation.gov.ru РБК:
https://www.rbc.ru/economics/)

Законопроект предусматривает повышение социальных взносов для предпринимателей в течение 2021–2024 годов на 10,6%, 9,6%, 6% и 6,2%, соответственно. То есть индексация предусматривается значительно выше уровня целевой инфляции (4%).

Сумма страховых взносов для предпринимателей состоит из двух частей: фиксированной и переменной. По первой в 2020 году они должны заплатить 40,8 тыс. рублей. По второй — дополнительно 1% с доходов выше 300 тыс. рублей. Такие правила действуют с 2014 года, однако на тот момент постоянная часть взносов составляла 22,3 тыс. рублей. С тех пор она ежегодно росла. Согласно законопроекту Минфина, в 2021–2024 годах она также будет увеличиваться до 45,2 тыс. руб., 49,5 тыс. руб., 52,5 тыс. руб. и 55,8 тыс. рублей, соответственно.

Реформа должна увеличить поступления в бюджеты ПФР и Фонда обязательного медицинского страхования. Ожидается, что они получат от МСП в 2021году. - 204 млрд руб., в 2022 – млрд руб., в 2023 году – 277 млрд руб., в 2024 году - 292 млрд рублей. Таким образом, цель законопроекта — повысить сбалансированность пенсионной системы и улучшить обеспечение населения бесплатной медициной.

По экспертным оценкам «Опоры России», данная инициатива Минфина России приведет к повышению фискальной нагрузки на предпринимателей на 14 млрд рублей в 2021 году и на 50 млрд руб. накопленным итогом к 2024 году.

Как же этот законопроект решает задачу увеличения доли МСП в ВВП России? Никак! Это приведет к обратному результату, количество участников МСП сократится, а доля «серого» сектора экономики увеличится.

Кроме того, в отношении МСП начал действовать целый комплекс мер, ухудшающих условия их деятельности. Так, была аннулирована льгота для предприятий МСП, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Они платили социальные отчисления по ставке 20%, а с 1 января прошлого года перешли на общий тариф (п. 2 ст. 425 НК).

Минэкономразвития России объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с 2019 годом.

Кроме того, осуществлено введение обязательной маркировки для некоторых видов продукции малого бизнеса.

С учетом вышесказанного не следует рассчитывать на рост численности МСП и ожидать улучшения делового климата для малого бизнеса в России. Малый бизнес и так сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а рост фискальной нагрузки увеличит расходы МСП. В результате — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящее к закрытию предприятий МСП.

Этот факт подтверждают данные Реестра МСП. По состоянию на 10 октября 2019 года общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении.

Напомним: нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере МСП должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На 10 февраля 2020 года фактические показатели существенно отстают от этих целей. В секторе МСП сейчас занято 15,3 млн человек, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составил 22,9% в 2019-м году. А решения правительства достаточно противоречивы и не создают условий для достижения целей нацпроекта.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме