14:46 24.03.2017 | Все новости раздела "КПРФ"

А.В. Куринный: Надо переходить к единой федеральной системе мер поддержки для граждан, нуждающихся в обеспечении лекарственными препаратами

2017-03-24 14:47
Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе

24 марта на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат А.В. Куринный. Публикуем текст его выступления.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Вчера в Киеве был убит бывший депутат Государственной Думы Денис Вороненков. Украинская сторона поспешила обвинить в произошедшем российские спецслужбы. Фракция КПРФ, несмотря на то, что формально преступление было совершено на территории Украины и подпадает под юрисдикцию украинских властей, считает, что для проведения справедливого и объективного расследования соответствующая группа должна быть сформирована с привлечением как российских, так и международных специалистов. В противном случае расследование рискует быть политически ангажированным. Отказ украинской стороны от подобного предложения будет расценен фракцией КПРФ именно так.

Но говорить сегодня мы будем не о внешнеполитических проблемах, а о наших внутренних проблемах, касающихся льготного лекарственного обеспечения. Вы все скоро отправляетесь в регионы, и я думаю, что эта проблема будет ставиться на каждом приеме граждан, который вы будете проводить.

Современная медикаментозная терапия хронических заболеваний вносит существенный вклад в продление жизни. Современные лекарства позволяют в среднем жить дольше на 4-10 лет. При этом потенциальный экономический эффект от применения современной медикаментозной терапии в части снижения госпитализации, временной либо стойкой утраты трудоспособности, на сегодня превышает все затраты государства (это расчеты практически всех ведущих стран).

Почти 70% расходов на лекарства в нашей стране ложатся на плечи граждан. И только 30%, так или иначе, компенсирует государство. В большинстве развитых стран соотношение обратное. Государство берет на себя основную часть расходов на лекарственное обеспечение. На лекарства средний россиянин тратит 7% своих доходов, причем в старшей возрастной группе этот процент приближается к 15%, так же как, впрочем, и среди малоимущих пациентов. Средний россиянин при этом тратит на лекарства в три с половиной раза меньше, чем средней европеец. И при этом в арсенале наших пациентов новые и новейшие лекарственные препараты, разработанные позже 2010 года, занимают всего 1%. В то время как в европейских странах – 6-7%.

Именно на этом направлении – на направлении нормального, адекватного лекарственного обеспечения сегодня есть значительный потенциальный демографический резерв. Потому что только один из десяти россиян получает современную, необходимую лекарственную терапию (я говорю о больных с хроническими заболеваниями). Различными средствами государственной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации охвачены порядка 20 миллионов человек. Всего Российская Федерация на данное направление совокупно тратит 160 млрд рублей. Порядка 3,5 млн человек финансируется за счет средств федерального бюджета, 14,5 млн человек за счет средств региональных бюджетов и порядка 1,5 млн человек, больных ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, гепатитом – это фактически совместные полномочия федеральных и региональных властей.

Я не зря сказал, что потенциально 20 миллионов человек могут воспользоваться льготой, но в реальности, к сожалению, картина не такая. Начать хочу с федерального закона №178. Дело в том, что, несмотря на его прошлогоднее финансирование в 49 млн, потребность в финансировании в два раза выше. Вы можете приехать в регион и убедиться, что те отчеты, которые Министерство здравоохранения регулярно нам предоставляет, о том, что все обеспечены, что нет отсроченных рецептов, они, на самом деле, ложны. Просто у них сформирована система, когда проблема не замечается. Основная причина – это наша с вами ошибка, точнее, ошибка наших предшественников в 2004 году, когда людям позволили выходить из системы страхования лекарственного обеспечения под видом монетизации. В результате в системе льготного лекарственного обеспечения осталось только 20% граждан, 80% предпочли деньги. Система потеряла порядка 100 млрд рублей, дестабилизировалась и сегодня неэффективна. В итоге – массовые нарушения прав граждан, тысячи предписаний контролирующих органов, исков в защиту нарушенных прав. Затраты на обеспечение лекарствами во много раз превышают утвержденный нами же здесь лимит. Я напомню, на этот год он составляет 807 рублей. Реально требуется в 2 раза больше. Это значит, что надо будет решать вопрос о выделении дополнительных целевых средств из федерального бюджета уже в этом году.

Лекарственное обеспечение в рамках программы семи высокозатратных нозологий надо назвать успехом и Государственной Думы, и Правительства Российской Федерации. Подход с передачей на федеральный уровень этих заболеваний позволил, несмотря на рост на 15% числа больных, сократить расходы федерального бюджета за счет централизации закупок на полмиллиарда рублей за два года.

Но региональные полномочия – это та болевая точка, с которой мы сталкиваемся. Постановление №890 всем известно. Я напомню, что в соответствии с этим постановлением право на бесплатные лекарства сегодня имеют дети до трех лет, все дети до шести лет в многодетных семьях, больные бронхиальной астмой, больные артериальной гипертензией и еще множеством заболеваний. Возможности регионов в части финансирования своих расходных обязательств не позволяют большинству из них покрывать существующую потребность даже наполовину. Относительно удовлетворительная ситуация в Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени, в других регионах она гораздо хуже. В некоторых обеспеченность составляет лишь 15-17-20% от реальной потребности. А для того, чтобы региональное виртуальное право стало настоящим, опять же требуется выделение дополнительных финансовых средств. Но это зависит от нас.

Самая проблемная часть сегодня – это лекарственное обеспечение орфанных заболеваний. Это болевая точка региональных бюджетов. Несмотря на небольшое количество этих больных (всего 14 тысяч по всей стране), следует признать ошибкой решение Государственной Думы и Правительства Российской Федерации о передаче финансирования обеспечения лекарствами этой группы больных на региональных уровень. Дело в том, что для лечения некоторых орфанных заболеваний требуются лекарства стоимостью 20, 30 и даже 40 млн рублей на одного человека в год. Вдумайтесь в эту цифру! Регионы всего закладывают в бюджет по 60-80 млн рублей. И один человек «съедает», я извиняюсь за выражение, практически половину регионального бюджета. А таких людей может быть несколько.

В некоторых регионах, например в Пензенской области и Забайкальском крае, сложилась парадоксальная ситуация, когда все лимиты, выделенные на этот год, уже «съедены» решениями судов за предыдущий год. Решения судов вынесены, больные должны быть обеспечены лекарствами, и все средства, которые выделены в этом году, пойдут на обеспечение нескольких человек. Регионы сегодня не справляются с возложенными на них полномочиями.

При этом для многих из тех больных, о которых я говорю, возможность получать бесплатные лекарства – это право на жизнь. Это не какое-то там виртуальное право на улучшение ее качества, это просто право на жизнь. Еще вчера они не могли жить, они погибали через несколько лет с момента начала заболевания. Сегодня они могут вполне нормально существовать. При этом для них требуются колоссальные средства.

Еще одна наша ошибка совершена в 2011 году, когда орфанники были переданы на региональный уровень. Сегодня надо либо решать вопрос увеличения финансирования из регионального бюджета, либо решать вопрос о передаче наиболее затратных заболеваний типа гемолитико-уремического синдрома, пароксизмальной ночной гемоглобинурии и остальных на федеральный уровень. Это должно делаться путем включения их в программу семи высокозатратных нозологий. Иначе никакой возможности обеспечить эти полномочия у регионов не будет. Получается, что в Российской Федерации сегодня право на жизнь зависит от места жительства пациента. И если Москва, Санкт-Петербург, Тюмень худо-бедно таких больных обеспечивают, то выжить с этим заболеванием в ином дотационном регионе нереально. Суды, прокуратура, многие месяцы хождения и защиты своих прав – это то, на что обречены больные орфанными заболеваниями. И их количество будет расти.

Следующая группа – это лекарственное обеспечение больных, страдающих социально значимыми заболеваниями: гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом. К сожалению, в министерстве сегодня нет расчетов реальной потребности: сколько требуется лекарств на то, чтобы обеспечить эти группы. Реестр в должном объеме не сформирован, мы не имеем соответствующей информации.

Еще одна проблемная группа – это те заболевания, которые требуют дорогостоящего лечение, но не вошли ни в одну из вышеперечисленных категорий. Это синдром Шерешевского-Тернера, Рассела-Сильвера, синдром Дауна, ахондроплазия, ВЗК и еще полтора десятка заболеваний. Постоянные расходы пациентов на поддержание своего здоровья расцениваются от 10 до 50 тысяч рублей в месяц. Вы сами понимаете, не все пациенты способны их потянуть! Точечные решения в виде выделения государственной социальной помощи либо региональных программ, к сожалению, проблему не решают. Больные не способны в одиночку справиться с этими заболеваниями. А государство стоит в стороне и ждет, когда наступит инвалидность. И только тогда такие пациенты приобретают право на помощь. Это совершенно неверный подход! Это грубое нарушение прав человека!

На мой взгляд, такая модель себя изжила. Нам надо переходить к единой федеральной системе мер поддержки для всех граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в обеспечении лекарственными препаратами. Лучший вариант, исходя из мировой практики, это лекарственное страхование. Переход на новые принципы потребует политической воли, увеличения финансирования и нашего с вами участия уже в самое ближайшее время.

И самое главное, нам в этом году остро необходимо найти 75 млрд на то, чтобы закрыть острейший дефицит, возникший в регионах по тем проблемам, которые уже существуют. Я надеюсь, что изучив обстановку, что называется, изнутри, вы сделаете правильные выводы и примите адекватные решения при распределении дополнительных бюджетных средств.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме