11:46 11.02.2010 | Все новости раздела "Единая Россия"

Виктор Кругляков: Образование надо модернизировать, а не кардинально менять


Так уж случилось, что работа новой Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике началась со всероссийского Года учителя.


Ответственность немалая. Но депутаты пятого созыва уверены – председатель комиссии, «единоросс» Виктор Кругляков с задачей справится. Это убедительно доказало его недавнее выступление на заседании правительства Москвы, в котором были обозначены некоторые актуальные проблемы столичного образования. По мнению Круглякова, только принципиально новое отношение к статусу учителя, к значению школы и атмосферы в ней поможет встать экономике города на путь инновации и модернизации. Ведь сегодняшние школьники – это завтрашние специалисты.

– Виктор Михайлович, в столичном парламенте вы не новичок – работали депутатом еще первого созыва Мосгордумы. Как изменилась городская дума за прошедшие годы?


– Действительно, я был депутатом М


Я не отношусь к тем, кто сегодня огульно критикует Моссовет. Хотя бы потому, что, как показало время, самым важным и значимым нашим решением тех лет оказалось утверждение в должности председателя исполкома Моссовета Юрия Лужкова


Это сегодня его знают все как политика-«тяжеловеса». А в 1991 году вокруг этой должности шла серьезная борьба.


Но у большинства депутатов Моссовета хватило мудрости и решимости отстоять кандидатуру Юрия Михайловича, понимания того, что столичному мегаполису нужен опытный хозяйственник.


Причем многие согласились с кандидатурой Лужкова, но настаивали на том, чтобы каждого члена исполкома утверждали депутаты. Я относился к той части депутатов, которые выступали за то, чтобы дать человеку возможность набрать свою команду. Ведь только в этом случае с него можно спросить за результат.


– В пятом созыве Мосгордумы все по регламенту, отлажено-организовано…
– Порой – даже заорганизовано… Кстати, в первом созыве Мосгордумы тоже было 35 депутатов, а какие шли баталии! Но всему свое время. Сейчас в стране и в городе период стабильности. Отсюда – и организованная работа парламента. Поэтому мне и в 90-е было работать интересно, и сейчас. Мне нравится, что сегодня нет конфронтации между исполнительной и законодательной властями. Что всегда можно найти компромиссные и здравые решения, которые идут от самой жизни.


– Комиссия по образованию в Московской городской думе всегда пользовалась большим влиянием и авторитетом. В пятом созыве обновился не только ее состав, но и направление работы – теперь она занимается и молодежной политикой. Расскажите о ближайших планах комиссии.
– В прошлом созыве


Но я 13 лет проработал начальником управления образования ВАО, поэтому предстоящая работа мне понятна.


На мой взгляд, первая наша задача – сохранить московскую систему образования, которая развивается, во многом опережая системы образования в других регионах России. Сохранить его высокое качество, общедоступность и бесплатность.


Приоритетность образования в Москве как задачу сформулировал мэр, и она четко прослеживается в бюджете города за последние пять-шесть лет. Мы покупали учебное оборудование, целые лаборатории для кабинетов химии и физики, биологии, истории, много компьютерной техники. Сегодня школы и детские сады выглядят очень достойно. А новые здания – настоящие дворцы, с бассейнами и прочими современными достижениями. Кстати, это одна из причин, почему, несмотря на строительство, очередь в дошкольные учреждения не уменьшается – стало престижным отдавать ребенка в детский сад.


Еще одна из важнейших задач нашей комиссии – в ближайшее время систематизировать довольно сложное и разнообразное законодательство города в сфере образования. Напомню, что сегодня в Москве несколько законов на эту тему: об общем и среднем образовании, о начальном и среднем профессиональном образовании, о развитии образования: в ближайшее время примем закон об образовании лиц с ограниченными возможностями.


Такое количество параллельных законодательных актов совсем неудобно для повседневного использования. Я считаю, что наступил момент, когда в Москве может и должен появиться Образовательный кодекс или единый «Закон об образовании в городе Москве», где будут разделами вклеены все направления. Это серьезная базовая задача, которую мы попытаемся в этом созыве решить. Я планирую в ближайшее время выйти с такой инициативой в Думу.


– Какие, на ваш взгляд, можно выделить проблемы московского образования в настоящее время?


– Разумеется, когда система развивается – в ней постоянно возникают новые задачи и проблемы. В первую очередь мне как депутату хочется уделить особое внимание организации школьного питания. Ведь мы кормим огромное количество детей.


Скажу как практик – здесь надо давать больше самостоятельности школам. А школьное питание надо в ближайшее время выводить из сферы деятельности 94-го федерального закона, который предписывает проводить государственные закупки только на основании конкурсов и аукционов, где основным мерилом является низкая цена за услуги.
Но ведь каждая хозяйка знает, что те же мясо, рыба, молочные продукты бывают разного качества. Когда от стартовой цены их стоимость во время аукциона падает на 40%, стоит задуматься – каким образом эта организация выполнит свои обязательства? Может, потом ее и отстранят, но дети-то уже ели некачественные продукты, причем не один день.


Считаю, что здесь Мосгордума должна выступить как субъект законодательной инициативы, предложив поправки в федеральное законодательство. Или найти какие-то другие варианты решения проблемы на уровне города.


Я считаю, что Департамент потребительского рынка должен определить организации, которые имеют право работать на рынке школьного питания, у них для этого есть свои критерии. Из этого перечня директора школ пусть сами выбирают тот комбинат, с которым они заключат контракт. Ведь лучшие контролеры качества школьного питания – это родители учащихся, которые будут строго следить, чем кормят ребенка и как.
И контроль будет такой, что муха не пролетит.


На заседании правительства Москвы я говорил и о финансовой самостоятельности школ. Считаю, что наступил тот период, когда в этом направлении надо двигаться. Конечно, к тому, чтобы у каждой школы появился свой бюджет, еще надо подойти. Но в то же время в каждом округе есть несколько школ, которые уже готовы к этой работе. С них и надо начинать.
Вот мы говорим об экономии ресурсов. Если каждая школа, получив деньги на коммунальные платежи, имела бы возможность сэкономленные средства использовать на нужды школы, то не стало бы текущих кранов, бесполезно горящих лампочек и т. д. А на что сэкономленные деньги потратить – пусть решает совет школы.


– Что, по вашему мнению, должен изменить Год учителя в столичном образовании, а может быть, и в обществе?


– Одна из главных задач этого года – повышение социальной значимости педагога.
Я считаю, что будет хорошо учителю – будет хорошо детям, а значит, и их родителям. То есть – всем москвичам.


Школа и детский сад на самом деле – это огромная жизнь, мимо которой не прошел никто. Либо он сегодня является учащимся, либо он им был когда-то. Сегодняшние ученики – это завтрашние папы, дедушки.


Это огромная самодостаточная система, которая, пожалуй, единственная устоявшая в городе за все эти годы революций и потрясений. Я скорее консерватор; порой просто хочется повесить на нее плакат: «Руками не трогать!» Образование, несомненно, надо модернизировать, но менять его кардинально ни в коем случае нельзя.


Причем в этой системе детей уже не только учат, но кормят, одевают, даже лечат. Вот представим на секунду, что школы у нас перестали работать. Город тут же остановится! Ведь родители не смогут пойти на работу, потому что им не с кем будет оставить детей. Так что эта колоссальная система выстроена таким образом, что в Москве она работает очень эффективно.



Сегодня средняя заработная плата столичного учителя – 33–35 тысяч рублей. Плюс социальный пакет. Только в Восточном округе, где я до недавнего времени работал, мы с префектом к началу учебного года почти 80 ордеров на квартиры вручили воспитателям и учителям. Все это свидетельствует, что приоритетность образования для исполнительной и законодательной властей города – это не слова, а реальные дела.


В период экономического кризиса выяснилось, что наиболее социально защищенными оказались бюджетники. За 13 лет моей работы в самых сложных ситуациях огромной армии учителей и работников дошкольных учреждений ни разу не задержали зарплату. И это правильно – ведь недаром этих людей с самого раннего возраста, буквально с институтской скамьи называют по имени-отчеству.

Конечно, после него возглавлять комиссию непросто.

Наш президент говорил о модернизации. Но она немыслима, если мы не будем заниматься школой. Это и есть самое настоящее инвестирование в будущее. Любая копейка, которая идет на развитие системы образования, – это шаг вперед в модернизации. Конечно, наиболее серьезные проблемы – у учителей, работающих в сельской местности. В Москве для педагогов созданы совсем другие условия. Так что у нас цель Года учителя – привлечь внимание общественности к значимости в обществе учительской профессии, поднять ее авторитет. Москва как столица должна показывать здесь пример всей стране.МГД была Комиссия по науке и образованию. Хотел бы поздравить ее бывшего председателя Евгения Бунимовича с назначением на должность уполномоченного по правам детей города Москвы. Он досконально знает школу, имеет огромный опыт работы в Думе, поэтому я уверен, что в новом качестве Евгений Абрамович принесет много пользы городу.До этого – депутатом Моссовета, в котором, кстати, работали 450 депутатов. Это было время сложных решений, отсутствия стабильности в обществе. Но в каждом из нас бурлила масса надежд и планов на будущее. Мы находились в самой гуще политической жизни Москвы и России.

Источник: Единая Россия (Москва - новости округов)

  Обсудить новость на Форуме