11:30 21.04.2009 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

Доклад первого заместителя председателя партии «Аділет» Т.С. Сыдыхова на Партактиве «Послание Президента РК народу Казахстана и позиция партии «Аділет»

Мы собрались сегодня, чтобы обсудить насущные вопросы нашей партийной деятельности в связи с динамично меняющейся ситуацией в стране. Действующая власть на всех уровнях борется с кризисом, но те меры, которые предпринимаются правительством в рамках Антикризисного плана, трудно признать эффективными. Партия "Аділет" в своей Антикризисной программе дала четкую оценку действиям правительства и предложила свои меры по преодолению кризиса.

Эти предложения имели серьезный резонанс в обществе, и многие из них пусть и не в полном объеме, но были восприняты властью. Несмотря на то, что на сегодняшний день более востребованы наши предложения в социально-экономической сфере, партия "Аділет" будет и впредь отстаивать свою позицию в области политического реформирования, особенно в сфере судебной системы и местного самоуправления.

6 марта 2009 года Президент нашей страны озвучил очередное Послание народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию". Позицию нашей партии на текущий момент в общих чертах можно определить через оценку деятельности власти, в том числе и Послания Президента и его последних инициатив.

Есть немало позиций, по которым наша партия солидарна с главой государства, в частности с мерами по обеспечению занятости, сокращению государственных расходов, развитию местной инфраструктуры, но по ряду проблем партия имеет собственное видение.

В целом основной акцент в Послании сделан на решении злободневных социально-экономических вопросов. Политические же вопросы, к сожалению, практически не отражены и заменены на антикризисную риторику, призывы к сплочению всех слоев и групп населения, общества и власти. Впервые в Послании нет раздела, посвященного внешней политике с указанием основных стратегических партнеров, однако это с успехом компенсируется выступлениями Президента в прессе по проблемам мировой валюты и Евразийского союза.

Следует отметить, что Послание вместе с констатацией факта перехода "на ручное управление" и предложением мер социально-экономического характера содержит положения, которые расходятся с утвержденным антикризисным планом. Президент опять предложил меры, которые должно было разработать и предложить правительство в рамках доработки или корректировки принятого плана.

В связи с этим партия "?ділет" продолжает настаивать на своей позиции по политической модернизации вплоть до полномасштабной Конституционной реформы. Напомню вам, в чем ее суть.

И правительство, и парламент приспособились к той системе управления, которая сложилась и была эффективна в условиях мирового роста экономики и благоприятной конъюнктуры цен на нефть, металлы и зерно. Действующая Конституция свою позитивную историческую роль выполнила, обеспечив процесс создания казахстанской государственности, но в условиях кризиса и глобальных перемен она практически себя исчерпала. Закрепленная Конституцией система государственной власти в условиях кризиса демонстрирует свою неэффективность, проявляющуюся в очевидных дефектах конституционного распределения властных полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.

Заложенная в действующей Конституции модель власти не срабатывает из-за несамостоятельности трех ее ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. При этом в триаду ветвей власти вообще не вписываются не только Президент Республики, но и иные органы государства (Конституционный совет, прокуратура, Счетный комитет, ЦИК и др.).

Полная зависимость Правительства от Президента приводила и приводит лишь к очередным отставкам Правительства, перетряскам системы государственного управления, самым негативным образом сказываясь на работе органов исполнительной власти.

Современная социально-экономическая ситуация, связанная с неумолимым погружением страны в системный кризис, заставляет заново переосмысливать перспективы развития государства и общества. В условиях кризиса становится ясным, что реформирование государственной системы невозможно без конституционной реформы.

На первом этапе однопартийный Мажилис Парламента после принятия срочных поправок в Конституцию, необходимых для выхода страны из кризиса, должен быть распущен Президентом по инициативе самих депутатов. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию, Президент должен взять ответственность за выход страны из кризиса, соединив в руках полномочия главы государства и главы Правительства. Должность Премьер-министра должна быть ликвидирована. Мы уверены в том, что новая модель президентской власти позволит осуществить в ближайшие годы историческую миссию вывода Казахстана из глубочайшего политического и социально-экономического кризиса. После роспуска Мажилиса необходимо объявить внеочередные выборы, на основе которых сформировать многопартийный парламент, представляющий наиболее дееспособные политические силы страны. На основе принятых конституционных поправок необходимо сформировать Правительство народного доверия, которое примет новый или усовершенствованный Антикризисный план и План послекризисного обновления.

По социальному блоку. В Послании в сказано, что правительство обязано гарантировать, что все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам будут сохранены в полном объеме. Как и было запланировано, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 процентов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Государство так же поддержало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. Всего государство дополнительно выделяет 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.

На наш взгляд в условиях кризиса помимо ранее запланированных мер необходимы дополнительные меры, учитывая произошедшую девальвацию, рост цен на товары и услуги, повышение коммунальных тарифов и инфляцию. Как партия справедливости мы назвали эти меры "Политикой социальной справедливости".

Главным критерием ее эффективности является постоянное и последовательное повышение уровня и качества жизни казахстанского народа, а не повышение темпов экономического роста, справедливое распределение и перераспределение произведенного национального дохода между всеми группами и слоями населения страны.

Основные цели политики социальной справедливости:

  • Приближение уровня и качества жизни населения страны к уровню жизни среднеразвитых стран мира – за счет экономического роста и перераспределения произведенного национального продукта в пользу трудящихся, увеличения доли трудовых доходов с 32% до 65-70% ВВП.
  • Увеличение продолжительности жизни населения не менее, чем на 10 лет.
  • Ликвидация вынужденной безработицы.
  • Ликвидация не только крайней нищеты, но и бедности. Разработка, законодательное принятие и соблюдение минимальных социальных стандартов и гарантий по базовым продуктам питания и предметам первой необходимости, жилищных условий, электроснабжению.
  • Принятие пакета социальных законов, гарантирующих в полном объеме соблюдение социальных гарантий государства в социальной сфере.
  • Справедливая оплата труда, соответствующая трудовому вкладу, принятие закона "О минимальной заработной плате", "О минимальном прожиточном уровне", "О минимальной пенсии и социальных пособиях". Минимальная заработная плата, минимальные пенсии и пособии должны быть выше минимального прожиточного минимума.
  • Принятие законодательства "О социальном партнерстве", регламентирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками, соучастие трудовых коллективов в управлении производством.
  • Эффективная защита пенсионных сбережений и прав граждан на обеспеченную старость.
  • Восстановление и защита сбережений населения.

    Конкретные меры

  • Пересмотр приоритетов Антикризисного плана совместных действий правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансового сектора.

    Главным приоритетом является сохранение и создание новых рабочих мест. В этой связи государственные средства, выделенные на поддержку национальной экономи¬ки, должны быть направлены, в первую очередь, на поддержку реального сек¬тора.

  • Решение жилищной проблемы.

    Целесообразна селективная поддержка долевого строительства для обеспечения жильем обездоленных дольщиков. Высвободившиеся средства направить на поддержку субъектов МСБ, а также на строительство удешевленного арендного жилья. На развитие арендного жилищного строительства могут быть направлены и привлекаемые средства накопительных пенсионных фондов.

    Стимулирование создания жилищно-строительных кооперативов как альтернативы долевому строительству. Программа массового строительства дешевого арендного жилья и развития ЖСК не только обеспечит население доступным жильем, но и будет способствовать созданию новых мест в строительном комплексе и промышленности строительных материалов, мобильности трудовых ресурсов.

    Наши предложения по арендному жилью уже взяты на вооружение правительством. Президент озвучил стоимость аренды в 1000 тенге за кв. метр, а также возможность засчитывать арендные платежи в счет последующего выкупа арендного жилья.

  • Усиление роли государственного регулирования процессом ценообразования в стране, в первую очередь, стратегическими товарами и услугами.

    Важность этого шага определяется тем, что в погоне за прибылью товаропроизво¬дители в процессе ценообразования ориентируются не на свои реальные издержки, а на уровень мировых цен. Это приводит к росту социальной напряженности в обществе, сни¬жению уровня и качества жизни людей с низкими и фиксированными доходами. Особенно важно регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополи¬стов. По оценкам экспертов, доля услуг естественных монополистов превышает две трети общих издержек производства, и их повышение является генератором всеобщего роста цен.

    Это лишь некоторые наши предложения, заявленные в рамках Антикризисной программы.

    По экономическому блоку. В Послании сказано, что "с самого начала кризиса на мировых финансовых рынках, разразившегося более двух лет назад, мы разработали и последовательно реализуем комплексную систему антикризисных мер". Все мы помним, что Антикризисный План Правительства впервые был обнародован только 25 ноября 2008г. Вот уже прошло полных четыре месяца со дня принятия Плана, а деньги в реальную экономику так и не поступили! На сегодняшний день выделенные из Национального фонда деньги размещены на депозитах БВУ и в этом смысле работают только на фонд "Самрук-Казына".

    В Послании также сказано, что "кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики. Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть". Мы продолжаем настаивать на том, что причины кризиса кроются в системных дефектах нашей экономики и управления, наша позиция по этому вопросу также подробно изложена в нашей Антикризисной программе.

    В Послании приведены суммы, направленные в экономику - более 2 триллионов 700 миллиардов тенге. Это почти весь республиканский бюджет 2008г! А экономика даже не шелохнулась! Какой процент предприятий реальной экономики в настоящее время фактически работает, не знает никто. Сколько же еще необходимо денег влить в нашу экономику, чтобы предприятия возобновили свою деятельность, люди стали получать зарплату и покупать в прежних объемах товары и услуги, ипотечники и предприятия могли обслуживать ранее взятые кредиты?

    В Послании приведена новая сумма порядка 600 миллиардов тенге (4 миллиарда долларов США), которые не будут зачислены в Национальный фонд, а будут направлены на осуществление Антикризисного плана Правительства. Таким образом, уже не 10 миллиардов, а все 14 миллиардов долларов будет потрачено из Национального фонда. В утвержденном Плане Правительства эти деньги не были предусмотрены. При этом в Послании заявляется, что "при этом будет сохранен объем валовых резервов страны – 47 миллиардов американских долларов". Каким образом? Президент на расширенном заседании Правительства 13 октября 2008г. заявил, что объем валовых резервов составляет 47 миллиардов долларов и часть этих средств, а именно 10 миллиардов будут направлены на антикризисные меры. Значит 47 минус 10 должно остаться 37?

    В Послании заявлено, что "другой источник средств – это жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина". Мы считаем, что это должно являться обязательным условием расходования государственных средств во все времена, а не только во время кризиса? Президент сам признает, что "расточительность стала привычной в период бурного роста".

    Далее идет речь о необходимости поддержать экономику через реализацию стратегии занятости казахстанцев. Здесь необходимо отметить, что с точки зрения партии "?ділет", новый Налоговый кодекс выступает стимулирующим фактором. К примеру, при обсуждении проекта Налогового кодекса партия "?ділет" заявляла о необходимости снижения социального налога до 7% вместо 11%, а НДС снизить до 8% вместо 12%. В условиях кризиса высший приоритет должно иметь обеспечение занятости населения. Одним только выделением государственных средств этой задачи не решить. Необходимы решительные действия по созданию соответствующих стимулов для субъектов малого и среднего бизнеса, посредством радикального снижения налоговой нагрузки, упорядочения деятельности многочисленных контрольно-надзорных органов, законодательному снижению ставок и количества многочисленных административных штрафов для бизнеса (в случаях, когда нарушение не несет потенциальной опасности для безопасности и здоровья населения).

    Партия "?ділет" неоднократно заявляла о необходимости принятия закона "О местном самоуправлении" с введением принципа выборности Акимов всех уровней, их подконтрольности избранным представителям народа (маслихат, кенес). Одновременно необходимо рассмотрение в Бюджетном кодексе механизмов формирования бюджетов местного самоуправления. В этом случае у Акимов появилась бы реальная заинтересованность в создании условий для развития бизнеса в данной местности, так как от этого бы, в конечном счете, зависел вопрос наполняемости местных бюджетов. Тогда уже сам народ бы спрашивал с акимов о каждом распределенном тенге. Мы уверены, что эти проверки были бы более объективными, пристрастными и повсеместными, чем проверки, устраиваемые фискальными органами.

    Сегодня власти открыто признают, что выделяемые централизованно ресурсы в большинстве своем не доходят до конечных потребителей, реально нуждающихся в этих средствах. Только этим можно объяснить то, что в Послании говорится о необходимости обеспечить аульных Акимов средствами в размере 50-100 миллионов тенге. Качество их расходования вызывает большие сомнения. Действенной альтернативы БВУ в этом качестве пока не найдено. В этом смысле было бы целесообразным использование сети теперь уже почти государственного банка БТА как оператора выделенных государством средств для борьбы с кризисом.

    В Послании так же речь идет о модернизации НПЗ: "мы имеем три НПЗ и до сих пор покупаем масла и не обеспечены авиационным керосином". Скорее всего, на модернизационные цели в эти НПЗ будут направлены солидные государственные деньги. Партия "?ділет" неоднократно заявляла, что нет никакой необходимости направления государственных средств на развитие этой отрасли – надо лишь создать нормальные условия для развития конкуренции, позволить бизнесменам строить частные НПЗ, обеспечить им доступ к сырью для переработки. Будет у нас тогда недорогой и качественный бензин, керосин и масла.

    При понимании несомненной важности упомянутого в Послании направления по поддержке агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, мы должны при этом отметить, что Правительство вот уже много лет громко заявляет о необходимости поддержания этой отрасли и ежегодно выделяет на эти цели многомиллиардные средства. Возникает вопрос: почему, по прошествии стольких лет помощи селу мы так и смогли создать конкурентоспособную отрасль? Мы считаем, что для развития этих направлений нужны в первую очередь не столько государственные кредиты, сколько принятие комплексных мер по созданию благоприятных условий для агробизнеса с обязательным участием СПК.

    Государственная поддержка села должна распространяться на создание развитой инфраструктуры (современные плодо-и-овощехранилища), системы гарантированных государственных закупок по минимальным ценам, системы распределения, доставки и реализации продукции растение- и животноводства. А применение технологии производства культур (будь то капельное орошение, либо еще что-нибудь экзотическое) надо оставить бизнесменам от села. Министерство сельского хозяйства должно периодически доводить до крестьян и животноводов через организацию выставок или другим любым эффективным способом все мировые новшества в технологиях, автоматизации и проч. Минсельхоз должен информировать фермеров и животноводов о том, где это и по какой цене можно приобрести.

    Минсельхоз должен проводить анализ необходимости и обеспеченности тракторной, прицепной и другой техникой, осуществлять совместно с СПК обеспечение аграрного сектора удобрениями. Представлять эту информацию широкому кругу бизнесменов для того, чтобы они просчитывали возможности поставок этой техники в Казахстан или возможности строительства машиностроительных цехов или даже заводов (реконструкцию, переориентацию действующих мощностей). Министерство сельского хозяйства также должно заниматься созданием научно-производственных организаций по селекции и оздоровлению семян различных культур. СПК также должны предоставлять бизнесу необходимую инфраструктуру для создания МТС.

    Причины болезни.

    Казахстан еще так и не начал выходить из кризиса, наоборот, повсеместно наблюдается стагнация и упадок. Перекошенная в сторону сырьевой направленности экономика моментально сдулась при более-менее значительном снижении мировых цен на нефть и металлы. А что будет, если мировой кризис затянется настолько, что цена на нефть упадет и продержится длительное время ниже 20-ти долларов за баррель? Такой сценарий даже представить страшно.

    Поэтому необходимо констатировать, что до сих пор власти не сделали реальных выводов из сложившейся ситуации. Наши чиновники продолжают надеяться на скорый рост мировых цен на энергоносители и металлургическую продукцию, и соответственно решение всех возникших проблем. Но может так оказаться, что желаемое повышение цен может не наступить еще очень долгое время. Мы не сторонники пессимистических прогнозов и сценариев и уверены, что наш народ переживал и еще не раз переживет трудные времена. Но мы уверены, что без решительных действий по структурным реформам экономики и власти, мер по демократизации общества и либерализации экономики, решать проблемы нашей страны будет все труднее.

    Лечение болезни. Давайте зададимся вопросом: почему сегодня в экономике нашей страны продолжается стагнация? Всему виной неопределенность. БВУ не решаются начать кредитование реального сектора в условиях, когда вопрос о возвратности выделяемых средств является главным. В России БВУ просят дать государственные гарантии под выделяемые проекты. Но с нашей точки зрения такой подход снимет с банков всякую ответственность за реальную экспертизу и оценку представленных к финансированию проектов. Государство не должно брать на себя эти сугубо банковские функции и нести риски частного бизнеса.

    Но оно в полной мере должно создавать необходимые условия для эффективного развития бизнеса на методическом, информационном уровнях, а также давать индикаторы и сигналы для бизнеса с целью повышения надежности в ликвидности производимых товаров и услуг и успешного долгосрочного планирования.

    В условиях необходимости погашения огромных внешних кредитов и отсутствия уверенности в возвратности выдаваемых кредитов, естественно, что банки будут проявлять сверхосторожность. Тем более в условиях катастрофического роста доли непогашения процентов и основного долга по выданным ранее кредитам. Но эта естественная причина может стать решающим тормозом на пути реализации правительственного антикризисного плана. И решать этот вопрос путем административного давления на банки видится нам абсолютно нецелесообразным.

    Главное, что нужно реализовать в первейшую очередь, - это начало реального функционирования Фонда стрессовых активов. Сегодня на счета этого Фонда уже перечислено более 50 миллиардов тенге государственных средств. Но в Правительстве еще не продуман и не утвержден механизм стерилизации этих стрессовых активов. Также вызывает сомнения достаточность выделенных средств для решения первоочередных задач.

    Партия "?ділет" предлагает следующий механизм решения этого вопроса:

    1. Банки, выдавшие ипотечные и коммерческие кредиты должны объявить о готовности к реструктуризации ранее выданных кредитов для всех кредиторов (пожелавших пойти на этот шаг). Одним из условий реструктуризации возможность получения кредиторами двухлетних каникул по выплатам процентов и основной сумме выданных ранее кредитов. Для этой категории заемщиков кредитные договора должны перезаключаться с обязательным увеличением срока погашения на 3-7 лет. Должно быть при этом учтено, что общая доходность по выданным кредитам не должна уменьшаться.
    2. Банки должны представить в ФСА перечень так называемых стрессовых (токсичных) активов.
    3. ФСА в предельно короткий срок должен проанализировать представленный к выкупу перечень активов вместе с кредитными документами. Целью анализа должно являться определение перечня активов, по которым будет отказано в выкупе. К таким должны быть отнесены только активы, не обеспеченные залогом или стоимость залога (на момент заключения договора) не покрывает сумму выданного кредита.
    4. ФСА выкупает все (удовлетворяющие п.3) представленные стрессовые активы по дисконтной цене сроком до пяти лет. При этом решение о фактическом сроке выкупа актива принимает БВУ (БВУ может определить более короткий срок обратного выкупа).
    5. Выкупаемая дисконтная цена должна содержать в себе возможность получения рыночной прибыли держателем этих стрессовых активов.
    6. БВУ обязуются выкупить по истечению срока обратно все активы у ФСА (или других держателей). БВУ должны иметь возможность досрочного выкупа активов.

    Для нормализации функционирования финансовой системы Казахстана однозначно необходимо очищать БВУ от всех заявленных к реализации стрессовых активов. Но этот объем по оценкам экспертов может составлять до 50 миллиардов долларов США. Таких средств в Антикризисном Плане Правительства не предусмотрено. Мало того, эта сумма может превысить все золотовалютные резервы Правительства и средства Национального фонда. Как быть?

    Именно поэтому мы и предусматриваем возможность выкупа стрессовых активов с дисконтом, в котором была бы заложена рыночная доходность. ФСА может выпустить в обращение облигации, обеспеченные этими активами. Эти облигации, гарантированные государством могут быть размещены как среди пенсионных фондов (совокупные активы которых в настоящее время превышают 11 миллиардов американских долларов), так и среди других участников фондовых рынков (в том числе и зарубежных).

    Оперативное и полное решение этих вопросов позволит:

    1. Облегчить финансовое положение ипотечников и бизнесменов, оказавшихся в сложной ситуации на время основного удара экономического кризиса.
    2. Обеспечит БВУ реальным объемом наличности, обеспечив карт-бланш (возможность начать с чистого листа).
    3. В условиях общего оздоровления и позитивных настроений казахстанская экономика скорее начнет разворот в сторону подъема (раньше оживления мировой экономики). Это в свою очередь облегчит задачи БВУ по кредитованию реального сектора экономики и повысит уверенность менеджеров банков (а также Правительства в случаях выдачи государственных средств) в возвратности выдаваемых кредитов.
    4. Эти меры вместе с Правительственными Планами по реализации инфраструктурных проектов, строительству арендного жилья, развитию агропромышленного комплекса позволят нашей стране менее болезненно пережить самый большой мировой экономический кризис за последнее столетие.

    В Послании говорится, что кризисы приходят и уходят и будут в дальнейшем еще не раз повторяться. Партия "?ділет" считает, что глубина погружения экономики в кризис и степень обнищания народа напрямую зависит компетентности и оперативности действий властей, их способности по настоящему консолидировать общество в лице политических партий, общественных объединений, экспертных сообществ.

    Следует отметить также, что эффективность борьбы с кризисом во многом страдает от эскалации межэлитных и внутриэлитных конфликтов. Элиты продолжают заниматься переделом собственности, что в серьезной степени дестабилизирует общество. На эту борьбу отвлекаются все виды ресурсов, но самое главное, правительство вынуждено маневрировать между интересами элит и интересами населения, если конечно интересы последнего вообще его беспокоят. Скандалы в банковском секторе, громадные объемы продаж на валютной бирже перед девальвацией тенге тому свидетельства.

    Негибкость и откровенное нежелание что-либо менять в политической сфере проявилось в том, как избавлялась власть от неугодных кандидатов на довыборах в маслихаты. Кандидаты от нашей партии были сняты с предвыборной гонки по основаниям, которые, во-первых, никогда до этого не применялись (видно ждали своего часа), а, во-вторых, являются явным несовершенством действующего законодательства. По этому поводу мы провели пресс-конференцию и сделали соответствующее заявление.

    Все это говорит о том, что власть сама себя реформировать не хочет и не может, а существующие системные дефекты и стереотипы глубоко укоренились в сознании чиновников. Это еще раз доказывает, что внедрение в стране системы местного самоуправления жизненно необходимо, и наша позиция по этому вопросу должна быть неизменна.

    В сложившейся ситуации активизировались практически все политические партии. Конечно, многие из них естественным образом стремятся в своих целях использовать просчеты власти и рост протестного потенциала. Но для этого они, тем не менее, вынуждены формулировать конструктивные предложения, способные реально содействовать преодолению кризиса. Определенным образом активизировалась партия "Нур Отан".

    Наша партия в условиях кризиса постаралась максимальным образом задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал и старается адекватно реагировать и на ситуацию в стране и на действия власти. Как вы знаете, мы стоим на позиции конструктивизма и не ограничиваемся только критикой существующего положения дел. Нами разработан и принят план действий, которого мы придерживаемся. Но план не догма, поэтому мы считаем возможным его корректировку с учетом изменений на политическом поле страны.

    В этой связи я предлагаю уточнить наши задачи в свете недавно подписанного нами Меморандума об обеспечении социальной и политической стабильности в условиях экономического кризиса, инициированного партией "Нур Отан". Как вы знаете, его пока не подписали партии "Азат", ОСДП, КПК. Наше решение об участии в этой акции продумано и взвешено, оно соответствует нашему пониманию политической работы и задач партии на современном этапе.

    В эти задачи наряду с деятельностью на благо общества входит, в том числе, рост политического веса и влияния. Данный Меморандум в его окончательной редакции является результатом согласований в основном между партиями "Нур Отан" и "?ділет". Мы добились исключения сомнительного пункта об отказе от акций протеста и привнесли важные положения о создании диалоговой площадки и обеспечения доступа к СМИ. Меморандум дает нам значительные возможности для маневра и повышает наши шансы быть услышанными обществом и властью. При этом мы будем отстаивать свою позицию, четко понимая для себя пределы компромисса с властью.

    Мы должны постараться в рамках Меморандума активизировать деятельность партийных филиалов.

    Уважаемые коллеги! Мир и страна под воздействием кризиса стремительно меняются. Власть понимает, что может потерять контроль над ситуацией. И хотя, как обычно, она действует с запозданием, время все более подталкивает ее к поиску новых путей по стабилизации ситуации и преодолению кризиса. Мы же должны максимально использовать все возможности, которые появляются в это непростое время, чтобы использовать их для блага страны и укрепления доверия к нашей партии.

    В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что Казахстан является частью глобального мира. Недавно в газете "Известия" была опубликована статья Н.Назарбаева "Евразийский экономический союз: теория или реальность", посвященного будущему региональной интеграции. В ней перспективы создания Евразийского союза представлены как неизбежная реальность. Действительно, в изменившемся мире возможность успешного будущего не может рассматриваться вне интеграционных моделей. Создание Таможенного союза, далее Валютного союза требуют серьезных интеллектуальных усилий по согласованию национальных интересов стран-участниц. Партия "?ділет" считает, что эти вопросы требуют детальной проработки и всестороннего изучения. В ближайшее время мы предполагаем проведение Круглого стола с участием российской партии "Справедливая Россия" по обширной проблематике интеграционных процессов между нашими странами.

    Я изложил основные подходы партии "?ділет" по существующим проблемам в контексте очередного Послания Президента. Перед нами открываются новые тактические возможности, предстоит большая работа. Мы к ней готовы!

  • Источник: Демократическая партия Адилет

      Обсудить новость на Форуме