Yota

14:12 12.07.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Новый закон об образовании ограничивает права родителей

12:46, 12 Июля | Станислав Невмиржицкий,

В июне был принят новый «Закон об общем среднем образовании». В неразберихе связанной с выпускными экзаменами и вступительной кампанией, принятие этого важнейшего документа осталось почти незамеченным белорусской общественностью.

Тем временем, по словам Владимира Здановича, председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей РБ, некоторые положения Закона «концептуальные, и все меняют кардинально». К примеру, согласно новому Закону, родители будут лишены права выбирать форму обучения для своих детей.
Что это означает на практике это положение и как отразится принятие нового Закона на сфере образования? С такими вопросами корреспондент обратился к специалисту в области образования, завучу одной из минских школ Светлане Светлой.

– Светлана, Вы – педагог с многолетним стажем. Когда узнали о новом «Законе об образовании»?

– Весть о новом Законе была весьма и весьма неожиданной. Ряд важнейших вопросов, которые связаны с принимаемым законом, почему-то не были вынесены на широкое обсуждение и не представлены тем, кого он в первую очередь касается – педагогам и родителям. Ни те, ни другие о нем толком ничего не знают. К чему такая спешка и почему не спросить мнение людей о том, что так важно для каждой семьи? К сожалению, в данный момент сфера образования пестрит несовершенствами.

– Какими?

– Непомерные перегрузки, искусственно растянутое на 12 лет обучение, бесконечные эксперименты, уже укоренившееся непостоянство в правилах выпускной и вступительной кампаний, отсутствие единства требований. Выпускники готовятся к одной форме выпускных и вступительных экзаменов, но ни дети, ни сами педагоги не уверены, что за несколько месяцев форма экзамена резко не изменится. Что уже говорить о необоснованных и не в меру сжатых сроках выпускной и вступительной кампаний. Серьезнейшие и важнейшие для детей события вместились всего лишь в две недели. «Последний звонок», выпускные экзамены в школе, Выпускной вечер и сразу же, не дав опомниться, – первые вступительные экзамены.

Это сильнейшие перегрузки и перенапряжение как для выпускников, так и для их родителей и педагогов. И хотя в Законе «Об образовании» постоянно говорится о сохранении психического и физического здоровья детей, но условия, в которые ставятся дети, напротив, способны им только навредить.

– Какие документы в данный момент регулируют проблемы, о которых Вы только что сказали?

– Обилие нормативно-правовых актов, противоречащих друг другу, никак не решают эти и многие другие проблемы в системе образования. А наша терпеливая общественность смиренно молчит и ждет чего-то. Вероятно, очередного закона. Очень хотелось бы верить, что новый Закон «Об общем среднем образовании» решит хоть какие-то проблемы.

– Известно, что изменения, которые содержатся в новом Законе, сильно ограничат права родителей…

– Да, действительно. Родители – законные представители ребенка, лишаются права выбирать форму образования для своих детей и лишаются возможности обучения ребенка в семье. С этим не хочется мириться!
Почему форма «домашнего образования», которая используется во всем мире, вдруг перестала иметь право на существование в нашей стране?

Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Владимир Зданович объясняет это тем, что контроль за такой формой образования «сложно осуществить». Ответ не очень убедительный. Разве сами знания не являются лучшим показателем в образовательном процессе?!

– А что об аттестации и оценке знаний говорится в проекте нового Закона?

– Там записано, что «Основными видами контроля качества получаемых знаний (гл.5, ст. 24 данного проекта и гл.13, ст.45 Закона РБ «Об образовании») является текущая аттестация, которая осуществляется с целью определения уровня усвоения учебного материала, как по отдельным темам учебного предмета, так и по учебному предмету за четверть, триместр, полугодие, год или даже за весь период его изучения; и итоговая аттестация, успешное прохождение которой дает право на получение свидетельства об общем базовом или общем среднем образовании». Если этот вид контроля признается действительным и законным для детей обучающихся в школе, то почему он перестает быть таковым для обучающихся (и выполняющих те же утвержденные Министерством образования учебные программы) вне школы, в семье? Родители знают особенности своих детей, имеют свои взгляды на вопросы воспитания и формирования личности, и имеют право оградить своего ребенка от негативного влияния.

– Много ли учащихся сейчас получают среднее образование в семье?

– Обучение в семье – это не массовое явление и никогда не будет таковым. Далеко не каждый родитель возложит на себя ответственность за образование ребенка. Но даже если количество таких родителей составляет 5% от общего числа законных представителей учащихся – это 5% граждан страны, права которых также не должны игнорироваться.
Согласно Закону, ответственность за воспитание и образование детей целиком лежит на их законных представителях – родителях (гл.14, ст.51 Закона «Об образовании в РБ»). Согласитесь, ответственность не маленькая. Им вверены жизни. Но при этом, получается, что государство не доверяет этим самым законным представителям осуществить выбор формы образования для своего ребенка.

Любая ответственность идет рука об руку с доверием. Без одного нет второго. Об этом говорят законы логики, об этом свидетельствует жизнь. Почему же тогда родителям, которые просто хотят оградить своего ребенка от негативного влияния, которым небезразлично воспитание и образование своего ребенка, не вернуть их законное право выбирать форму образования для своих детей? Дать родителям это право выбора или лишить его – это не просто наличие или отсутствие одной из форм образования. Важность этого решения трудно переоценить, потому что его последствия выходят далеко за рамки образовательного процесса.

– Обоснованные ли опасения о невозможности контроля за уровнем знаний таких учеников?

– Осуществление контроля – это вопрос разрешимый. Нужно только определиться, что государство хочет контролировать: форму образования или наше сознание? Но разум контролировать не возможно, равно как не возможно запретить думать, мечтать и верить.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме