00:45 02.04.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Я.Рогалин: «Нужно научиться продавать свою полезность»

На фото:Этот человек осуществляет благотворительную деятельность по рыночным законам

«Нужно научиться продавать свою полезность, – подчёркивает Яков РОГАЛИН, директор Донецкого благотворительного фонда “Доброта”, –обменивать её честным образом». Он совершил невероятную вещь: перенёс законы маркетинга на такую, казалось бы, неподходящую для этого сферу, как благотворительность и филантропию.

Основной тезис методики Я.Рогалина: необходимо добиваться того, что он называет «одобрительная легитимация», что, если я правильно понял, на общечеловеческий язык можно перевести как «признание и поддержка». Я спросил: «Применимо ли это к политике?» «Да, конечно, ещё в большей степени», – ответил Рогалин (добавив, что лично у него заниматься политической деятельностью нет желания).

Когда в своём выступлении на III Социальном форуме в Могилёве Яков Рогалин обмолвился, что ведёт еженедельную передачу на Донецком телевидении, – вопрос возник сразу у многих: возможна ли подобная деятельность в условиях Беларуси? Тот сказал: «Как хирург-проктолог, могу ответственно заявить: выход есть всегда». Так  что, думается, данный подход может быть полезным и для белорусов – в частности, для общественных организаций и для политиков. Если последние, разумеется, на самом деле хотят добиться реального результата.

В первой половине 90-х Яков работал проктологом, что, кстати, весьма помогло ему в начале благотворительной деятельности, поскольку многие, к кому он обращался, в своё время лечились или консультировались у него. Впрочем, до того, как создавать благотворительный фонд, он занялся бизнесом, причём не связанным с медициной: времена были тяжёлые. Осваивая незнакомый род занятий, Яков часами просиживал в библиотеке, читая нужные книги по новой специальности: до этого он, как признался, вообще не знал слова «пиар». Затем теоретические знания и практические навыки, приобретённые в бизнесе, Рогалин перенёс на область благотворительности. Результаты не замедлили проявиться.

«Фортуна боится повернуться к проктологу спиной»
Фонд «Доброта» был создан в 1998 году. Уже в 2002-м Яков Рогалин был признан на международном конгресс в Амстердаме «Человеком года» в области фандрайзинга (этот термин определяется как «стратегия поиска и процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов с целью реализации социальных проектов»). Сам Рогалин объясняет успехи с юмором: мол, удача сопутствует фонду потому, что «фортуна просто боится повернуться к проктологу спиной». Однако этому предшествовали настойчивость (если не сказать настырность) и напряжённая целенаправленная работа.

В Украине, констатирует Рогалин, никакому фонду не дадут житья, если за ним не стоит какая-либо влиятельная организация, или, ещё лучше, высокий чиновник. По убеждению же Якова Рогалина, чиновники к делам, связанным с благотворительностью, не должны иметь отношения в принципе: во-первых, ясно, где осядет значительная часть средств; во-вторых, филантропия, на его взгляд, – это одна из основных составляющих гражданского общества, которое ею и должно заниматься. Высокого покровителя он наверняка смог бы найти, хотя бы среди бывших пациентов – но этим путём не пошёл.

Поэтому «Доброту» проверили по полной программе, однако никаких нарушений не выявили. И тогда фонд сделал ответный ход: предложил органам власти, в том числе силовым структурам, сделать пожертвования. Сперва, по свидетельству Я.Рогалина, это вызвало шок: прежде никто к ним с такими предложениями не обращался.

«Особенно забавной была реакция ГАИ: они ответили, что у их сотрудников нет денег, – рассказывает Яков. – В ответ на следующее обращение уточнили: мы имели в виду, что у наших сотрудников нет больши’х денег».


«Добро в обмен на добро»
Впрочем, в принципы фонда входит и тот, что «Доброта» обращается отнюдь не только к состоятельным людям, а вообще ко всем: в почтовые отделения, библиотеки, парикмахерские… кто чем может.

Расшифровка же этого «чем может» состоит в том, что пожертвование – это «кусочек пирога, пусть небольшой – но не крохи со стола». Яков рассказал о беседе в одной фирме, где у него спрашивали, сколько следует пожертвовать. «Пятьсот долларов вам жалко?» «Нет». «Семьсот жалко?» «Тоже нет». «Тысячу?» «Тысячу уже немножко жалко». «Вот это и будет пожертвование».

При этом «Доброта» практикует принцип «Добро в обмен на добро». То есть больному ребёнку помогают, но его мать просят связать носки для детдомовских детей или вымыть окно в больничной палате. Яков Рогалин убеждён, что в людях нельзя поощрять бравирование бедностью и потребительские настроения: мы поможем тебе, но и ты помоги чем можешь.

Яков Рогалин в своей деятельности исходит из глубокой уверенности, что делать добро – это заложено в человеческой природе. Однако эту потребность необходимо пробудить.

«Зажигать свечи, а не клясть тьму»
Во-первых, делать это – как и добиваться любой цели – надо настойчиво. Здесь Рогалин сослался на слова Пифагора: если человек целый день бросает дротик, не может быть, чтобы он хотя бы раз не попал.

И – масштабность деятельности: «Нельзя сделать очистительную клизму с помощью пипетки». Думается, с учётом специальности Рогалина, ему можно довериться. Тем паче, что он отметил: «Хирург-проктолог хорошо понимает, почему всё делается через определённое место».

Далее – нужна, как выразились бы белорусские политики, позитивная альтернатива. Яков Рогалин изрёк это в свойственной ему афористичной манере: «Зажигать свечи, а не клясть тьму». Нужны свежие подходы, нужны инновации. Но инновация, по Рогалину, «это не просто новинка, это – проданная новинка». Вот для этой цели он и перенёс в благотворительную деятельность – как, заметим, можно перенести его и в политику – освоенный им бизнес-инструментарий. Маркетинг, направленный именно на достижение конкретного результата – хотя «социальный бизнес» и не направлен на личное обогащение, методы здесь практически те же.

Для достижения успеха пиар-ходы, говорит Рогалин, просто необходимы. «Вы можете быть великолепным учителем – но если вы хотите, чтобы об этом узнали многие люди, помимо родителей ваших учеников, – вы должны издать методичку, проводить открытые уроки, желательно с привлечением представителей роно, организовать несколько материалов в прессе… Хотя непосредственно к педагогической деятельности это отношения не имеет – это нужно делать».

Приводит Яков и более глубинные примеры. «Когда Бог через Моисея передал Завет – при этом и гром гремел, и молнии блистали, и чудеса разные демонстрировались. Без технологии и спецэффектов никак нельзя! В результате, хоть и не сразу, и после нескольких попыток возврата этого товара, человечеству были проданы и Нагорная проповедь, и десять заповедей».

При всём при этом сам Рогалин замечает, что такой подход нередко вызывает неприятие. Это, однако, его не пугает. «Возражения – это нормально. Гораздо хуже, когда сталкиваешься с равнодушием».

Причём тот, кто занимается этим делом, должен быть искренне неравнодушным в первую очередь сам: «Чтобы зажечь других, надо гореть самому».

Украинский опыт для Беларуси
Как бы там ни было, на сегодняшний день, по свидетельствам участников того же Социального форума, знающих ситуацию в Донецке, фонд очень основательно «раскрутился». Ему действительно жертвуют очень многие, в том числе – регулярно – представители власти. Более того, не пожертвовать «Доброте» в Донецке уже считается попросту неприличным.

К слову, Я.Рогалин что наши могилёвские чиновники после своих выступлений остались слушать других: «Украинские чиновники на подобных мероприятиях обычно поступают по-другому: отбарабанили – и ушли».

Опыт донецкого фонда «Доброта» собираются использовать участники Социального форума, которые сейчас готовят документы для регистрации белорусского Социального антикризисного фонда неправительственных организаций.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме