21:01 04.09.2018 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

М. Гриб. О некоторых аспектах преобразований в государственном строительстве

Белорусская социал-демократическая партия ( Грамада) выступает за конституционные и не конституционные преобразования в области государственного строительства в Республике Беларусь. И эти преобразования включают в себя в первую очередь предотвращения превращения государственных органов власти в инструмент нарушения прав человека и торможения социального прогресса в стране, восстановление принципов демократического государства, повышения эффективности государственного управления и ограничения коррупции.

В качестве первоочередных задач, решение которых, по нашему мнению, должны содействовать достижению указанных целей мы предлагаем следующее:
- Восстановить принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Функции государственных ветвей власти вменить независимым друг от друга органам законодательной, исполнительной и судебной власти, которые должны строить отношения между собой на основе взаимного контроля и ограничений, сдержек и противовесов.

Высшим, представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти должен быть однопалатный Верховный Совет Республики Беларусь, возможно Рада. Верховный Совет состоит из депутатов, в количестве не более 260 человек, которые избираются гражданами Республики Беларусь на четыре года.

Депутаты Верховного Совета и местных представительных органов избираются по смешанной пропорционально- мажоритарной системе посредством проведения всеобщих, равных, прямых и свободных выборов. Строгое соблюдение этих принципов будет способствовать утверждению демократических форм правления в стране.

При проведении политических выборов необходимо обеспечить в полном объеме соблюдение прав политических партий как конституционных институтов, формирующих политическую волю народа посредством участия в выборах. Политическим партиям, представленным в выборах органов государственной власти должна оказываться определенная законом государственная поддержка.

Верховный Совет избирает Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя государственного контроля Председателя и членов правления Национального Банка Республики Беларусь. По представлению политических фракций, образованных в Верховном Совете избирает и освобождает от должностей Премьер министра и его заместителей.

По представлению премьер министра Верховный Совет утверждает на должностях и дает согласие на освобождения от должностей министров: иностранных дел, финансов, экономики, обороны, внутренних дел, председателя службы безопасности.

Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь принадлежит депутатам Верховного Совета, Постоянным комиссиям Верховного Совета, Президенту Республики Беларусь, Верховному Суду, Генеральному прокурору, Председателю государственного контроля, официально зарегистрированным политическим партиям и гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом в количестве не менее 30 тысяч человек.

Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь сроком на четыре года. Одна и та же личность , может избираться президентом не более двух сроков. Кандидаты на должность президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь, обладающими избирательным правом, при наличии не менее 50 тысяч подписей.

Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из государственных ветвей власти и не находится над ними. Президент Республики Беларусь наделяется в основном представительскими функциями. Неограниченные полномочия и функции Президента Республики Беларусь должны сокращаться, путем их отмены или передачи Премьер министру и Верховному Совету.

Большая часть функций, которые сейчас возложены на администрацию президента, должны быть переданы Совету министров во избежание параллелизма в работе, а промышленные и производственные организации, находящиеся в ведении Управления делами президента перейти в подчинение профильных министерств и ведомств.

Высшая исполнительная власть в Республике Беларусь должна принадлежать и осуществляться правительством - Советом Министров Республики Беларусь, центральным органом государственного управления страны. Функции правительства должны быть значительно расширены за счет передачи ему части функций, исполняемых в настоящее время Президентом .

Премьер министру Республики Беларусь, в соответствии с существующим законодательством, предоставлено право назначать на должности и освобождать от занимаемых должностей министров, за исключением тех, назначение которых требует утверждения депутатами Верховного Совета. Решения правительства могут быть обжалованы или даже отменены в установленном законом порядке.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит и осуществляется судами во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Вся система судебной власти должна получить дополнительные гарантии самостоятельности и независимости. Основой судебной организации должны стать судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением страны.

Окружные суды сосредоточатся на рассмотрении большей части административных, гражданских и уголовных дел. Областные и Минский городской суды выступят в качестве судов кассационной инстанции. Единственной надзорной инстанцией в системе общих судов будет Верховный Суд Республики Беларусь. По делам о тяжких преступлениях возможно создание суда присяжных заседателей.

Многие из изложенных предложений требуют внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. И такие изменения и дополнения необходимо вносить. Такова наша реальность. Этого от нас требует переход к практике построения правового государства, основанного на принципе верховенства закона, восстановление цивилизованной иерархии правовых норм, строгого подчинения всех органов государственной власти требованиям закона.
БСДП (Громада) выступает за признание и поддержку независимых от государства институтов гражданского общества во всем многообразии их форм и видов. Разрешительная форма регистрации институтов гражданского общества должна быть заменена уведомительной.

Численность вооруженных формирований и государственных служащих необходимо довести до пропорций, принятых в европейских странах и ввести конкурсную основу для замещения всех должностей в государственном аппарате.

Генеральный секретарь БСДП (Грамада) Председатель Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва М. Гриб.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме