18:46 23.07.2018 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК - СЕРДЦЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В конце XIX – начале XX столетия среди вопросов общественной жизниво многих странах мира видное место занимает национальный вопрос.Усиливается национально-освободительное движение, активно формируетсянациональное самосознание угнетенных народов. Многие из них стремятсястать независимыми, создать свои национальные государства. Особенноостро национальный вопрос стоял в Австро-Венгерской, Османской иРоссийской империях.Учитывая стремление угнетенных народов к независимости,самостоятельности, созданию своих национальных государств, Лондонскиймеждународный конгресс Социалистического Интернационала (1896 г.)принимает резолюцию о праве наций на самоопределение: «Конгрессобъявляет, что он стоит за полное право самоопределения… всех наций ивыражает свое сочувствие рабочим всякой страны, страдающей в настоящеевремя под игом военного, национального или другого абсолютизм»[4, 295].Национальный вопрос активно обсуждают многие политические иобщественные деятели России и Европы, рассматривают и анализируютразличные его аспекты: право наций на самоопределение, культурнаяавтономия, основные признаки нации, место языка в нации и другие.Национальному вопросу посвящают свои публикации В.И.Ленин,Р.Люксембург, М.Владимиров, Ф.Либерман, Л.Юркевич, К.Каутский,С.Семковский и другие. В.И.Ленин, полемизируя со своими оппонентами,критикует их взгляды, отстаивает свою точку зрения. Полемизируя сроссийскими и зарубежными публицистами, занимавшимися национальнымвопросом, теорией нации, он рассматривает язык как один из признаков

нации, без которого нация перестает быть ею, ассимилируется другиминациями.В своих многочисленных работах, где в той или иной степенизатрагивается национальный вопрос, В.И.Ленин настойчиво подчеркивалроль языка в формировании нации. В одной из них он делает такуюконспективную запись: «Язык и территория. Главное. (Экономическийпризнак). Исторический характер» [5, 53].В статье «Положение Бунда в партии», полемизируя с теоретиками этойорганизации, претендовавшей на исключительную роль Бунда в еврейскомрабочем движении, он же писал: «Понятие народ предполагает известныеусловия… Народ должен иметь территорию, на которой бы он развивался, азатем… общий язык» [3, 73].В.И.Ленин, однако, не дает определения нации, а указывает лишь на еёосновные черты. Впервые такое определение дается в работе И.В.Сталина«Марксизм и национальный вопрос», написанной в 1913 году: «Нация естьисторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базеобщности языка, территории, экономической жизни и психического склада,проявляющегося в общности культуры» [11, 296].На язык как важнейший компонент нации указывается в более позднемопределении, сделанным советскими учеными. В нем сказано: «Нация –устойчивая историческая общность людей, которая представляет собойформу общественного развития, сложившуюся на базе общностиэкономической жизни в сочетании с общностью языка, территории,особенностями культуры, сознания и психологии» [6, 23].Советские ученые на первое место в этом определении ставят не язык, аобщность экономической жизни. В СССР активно пропагандируется идеяслияния национальных языков. Еще на XXII съезде КПСС (1961 г.),принявшего Программу построения коммунизма, ставилась задача слияниявсех наций в новую этническую общность – единый советский народ. Дляэтого, по мнению советских идеологов, следовало ускорить русификациюнародов страны. Позже в докладе, сделанном 21 декабря 1972 года по случаюпятидесятилетия образования СССР, Л.И.Брежнев официально заявил, что внашей стране построено развитое социалистическое общество исформировалась новая историческая общность – советский народ.Говоря о роли языка как составной части нации, целесообразнопроследить историю отношений к белорусскому языку в Российскойимперии, Советском Союзе и современной России.После третьего раздела Речи Посполитой (1795 г.) и окончательноговключения белорусской территории в состав Российской империинастойчиво и целенаправленно проводилась политика русификации,уничтожения белорусского языка, отрицания белорусской государственности.Основы этой политики были определены в указе Екатерины II (1796 г.), вкотором она требовала именовать Великое княжество Литовское БелойРусью, а ее народ белорусами. Привязать эти территории на века. Эта миссиявозлагалась на русского чиновника, русского учителя, русского попа,которые должны были отнять у белорусов не только их язык, но и самупамять про самих себя.В 1864 году генерал-губернатор Северо-Западного края М.Муравьевдополнил Екатерину II. Он заявил, что то, что не смог сделать русский штык,доделает русская школа, а тот житель края, который не захочет статьрусским, должен оставить этот край навсегда.Российская империя с того времени и до ее крушения следовала этомукурсу в отношении Беларуси.После победы социалистической революции в России возникла надеждана возможность национального возрождения белорусского народа,организации государственной и общественной жизни на национальномязыке. В принятых II Всебелорусским съездом Советов (декабрь 1920 г.),II сессией Центрального Исполнительного Комитета Беларуси (февраль 1921г.), XII Всебелорусской партийной конференцией (VII съезда) КП(б)Б понациональному вопросу (март 1923 г.), Январским (1925 г.) пленумом ЦККП(б)Б (1925 г.) и другими партийными решениями были определеныосновные направления работы партийных и государственных органов попостепенному переходу по использованию белорусского языка в ихпрактической деятельности. Вся ответственность по осуществлениюполитики белорусизации возлагалась на республиканскую партийнуюорганизацию [10, 116, 117, 120].Многие партийные и государственные деятели того времени активноучаствовали в разработке конкретных мероприятий по белорусизации,настойчиво стремились к её осуществлению.Существенный вклад в белорусизацию сделал Институт белорусскойкультуры, выделенный в 1922 году из Наркомата просвещения. Вокруг негогруппировалось около 300 ученых, фактически являвшимися интеллектуальным ядром нации.Инбелкульт как научный центр сыграл важную роль в разработке нормбелорусского языка, белорусской научной терминологии, в выявленииособенностей белорусского этноса и культуры [2, 298].Вместе с Наркоматом просвещения им много было сделано дляраспространения белорусоведения и белорусизации школы. Достаточносказать, что если в 1922 году в республике имелось почти четвертьбелорусскоязычных школ, то в 1932 году – 89,8 процента [2, 297, 309].Политика белорусизации позволила сформировать национальнуюсистему образования, средства массовой информации, книгопечатание,подготовить часть национальных кадров для партийных, советских,профсоюзных, комсомольских органов, преподавателей для высшей исредней школы. Она оказала благотворное влияние на работу театров, науку,культуру, вовлечение граждан в активную общественную и хозяйственнуюжизнь.Однако в 1930-е годы национально-демократическое движение вБеларуси было объявлено «контрреволюционным течением», правым

уклоном, «враждебной антисоветской идеологией и практикой». ОрганыНКВД спровоцировали дело в отношении так называемого «Союзаосвобождения Беларуси». По сфабрикованному делу были привлечены куголовной ответственности и затем репрессированы многие представителибелорусской интеллигенции [16, 305].Началось наступление на все белорусское – язык, культуру, кадры.Сокращалось количество белорусскоязычных школ, уменьшалось изданиебелорусских книг и газет, на руководящих постах белорусов заменялирусскими или представителями других национальностей России.Белорусизацию «сильно подорвала спровоцированная действительнымиврагами белорусского народа т. наз. нацдемами, а окончательно её задушилисталинско – ежовско – бериевские репрессии 30-х годов» [10, 126].Особенно ярко политика советского руководства в национальномвопросе проявилась после воссоединения Восточной и Западной Беларуси.Вскоре после событий 17 сентября 1939 года в западных районах началаосуществляться политика русификации. Основной акцент был сделан наизменении кадровой политики. Сюда была направлена многочисленнаяармия государственных чиновников. В основном на руководящие должностибыло прислано около 70 тысяч «восточников», а также почти 800 тысячкрасноармейцев, значительную часть которых составляли офицеры. Всегокомандированных из восточных районов до начала войны с Германиейсоставляло более 1 миллиона, по другим источникам – свыше 1,5 миллионачеловек. Приезжие компактно расселялись в городах, в результатечисленность населения которых увеличилась от 20 до 100 процентов [15,151].В тоже время в результате арестов, депортаций, вербовки на работу,призыва в Красную Армию значительно уменьшилась численность местногонаселения. Прибывших из восточных районов было примерно в два разабольше, чем выбывших [15, 151].Абсолютное большинство приезжих являлись русскоязычными. Они незнали местных условий, обычаев, языка. Многие из них имели низкийобразовательный и культурный уровень. Несмотря на это, они заняливедущие должности во всех сферах жизни, стали местной элитой, а коренноенаселение попало в разряд людей второго сорта.В системе образования основной проблемой стала языковая. Началасьперестройка школьного образования.Реорганизовывались старые, создавались
новые и реформировались учебные заведения, считавшиеся органами контрреволюции.Основной удар в школьном деле был нанесен по учительским кадрам.Сразу же после освобождения западных районов физически уничтожались теиз них, кто выступил против прихода Красной Армии. В последствиирепрессиям подверглись наиболее подготовленные, активные, влиятельныеучителя, руководители учебных заведений.Не смогли получить работу те учителя, которые являлись выходцами избуржуазных, помещичьих и поповско-ксендзовских семей. Не принимали наработу и тех, кто преподавал в «буржуазной» школе и поэтому, по мнениюнового руководства, не мог работать в советской, а также не относился крабоче-крестьянскому происхождению или хотя бы в какой-то степени былнастроен антисоветски [15, 181, 212].Политика русификации, наступления на все белорусское продолжалась ипосле Второй мировой войны. Она началась с чистки партийного игосударственного аппарата от так называемых космополитов и сторонниковЗападной Европы. В первую очередь отстранялись от руководства евреи ибелорусы и заменялись русскими.В 1946 году было заменено 90 процентов секретарей областныхпартийных комитетов, 96 процентов руководителей областных и городскихсоветов. 7 марта 1947 года были разделены должности первого секретаря ЦКи председателя правительства. Первым секретарем ЦК КП(б)Б был назначенН.И.Гусаров (07.03.1947 – 03.06.1950), председателем Совета Министров –

А.Клещев (1948 – 1953) и председателем Верховного Совета БССР –В.И.Козлов (1947 – 1967). До конца 1948 года все белорусы – руководителипартийных органов были заменены русскими. В. 1951 году из 33 членовправительства 22 человека являлись русскими, 1 евреем, 1 грузином и 9белорусами [7, 342-343].В Беларусь из России командировали большое количество учителей испециалистов различных сфер деятельности, которые не владелибелорусским языком и не желали его изучать. А русифицированныйпартийно-государственный аппарат не предпринимал необходимых мер дляулучшения состояния языка титульной нации.Несмотря на увеличение ассигнований на образование, навосстановление старых и строительство новых школ, средних специальных ивысших учебных заведений, повышение качества обучения, улучшениесостава педагогических кадров, во всех звеньях образования имелисьсущественные недостатки, которые в последствии были вскрытысостоявшимся в июне 1953 года пленуме ЦК КПСС.После смерти Сталина (05.03.1953) отношение к национальным языкам ик решению многих национальных вопросов могло существенно измениться.В руководстве СССР началась борьба за власть, главными претендентами накоторую стали Л.П.Берия и Н.С.Хрущев.8 июня 1953 года Берия, стремясь заручиться поддержкой Беларуси,направил в президиум ЦК КПСС письмо, в котором акцентировал вниманиена том, что в партийных организациях и МВД Беларуси фактически нетбелорусов и требовал «исправить эту возмутительную несправедливость»[14].12 июня ЦК КПСС принял постановление, в котором потребовал«покончить с извращениями советской национальной политики,организовать широкое выдвижение на руководящую работу представителейместных национальностей; номенклатурных работников, не владеющихместным языком, освободить от занимаемых должностей, и самое главное,

все делопроизводство в национальных республиках вести на местном,родном языке» [14].В постановлении ЦК КПСС говорилось о неудовлетворительной работепо выдвижению белорусов в центральные, областные и районные партийныеи советские органы. Особое внимание обращалось на неблагополучноесостояние дел с привлечением коренных белорусов к руководству в западныхобластях.Планировалось освободить от занимаемых должностей русских понациональности первого секретаря ЦК КПБ Н.Патоличева и Министравнутренних дел М.Баскакова и на эти должности избрать белорусовМ.Зимянина и М.Дечко, с которыми предварительно Л.Берия встречался вМоскве.25 – 26 июня 1953 года состоялся пленум ЦК КПБ (проходил набелорусском языке).Он обсудил постановление ЦК КПСС «ВопросыБелоруской ССР и задачи партийных организаций Компартии Белоруссии».В докладе М.Зимянин сообщил, что «в аппарате партийных органовкадры коренной национальности составляют всего 62,2 %. В семи районахсреди секретарей нет ни одного белоруса. Ненормальным было и то, чторабота ЦК КПБ, правительства, местных партийных органов и даже органовнародного просвещения велась только по - русски» [14].Докладчик и выступавшие в прениях говорили о серьезных недостаткахпо использованию белорусского языка во всех сферах общественной жизни,его упадке, повсеместном сокращении белорусскоязычных школ.В постановлении пленума ставилась задача перевода всегоделопроизводства на белорусский язык, использовании его во всехучреждениях и организациях, торговле, средствах массовой информации.Пленум требовал увеличить сеть белорусских школ в городах и районныхцентрах, удовлетворить требования трудящихся в обучении детей на родномязыке [14].Трудно сказать, как дальше развивались бы события и что в перспективепланировал Л.Берия, однако его планам не суждено было осуществиться.Решения пленума не были выполнены. Уже 26 июня 1953 года Л.Бериябыл арестован. А вскоре Н.Хрущева избрали Первым секретарем ЦК КПСС.Придя к власти Н.Хрущев усилил политику дальнейшего свертыванияиспользования национальных языков. Политику государства по отношению кним он высказал в 1959 году в Минске во время празднования 40 - летияБССР: «Чем быстрее все мы будем говорить по – русски, тем быстреепостроим коммунизм» [10, 402].Усилилась политика дальнейшего свертывания использованиянациональных языков в общеобразовательных школах СССР. Принятые вноябре 1958 года Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Обусилении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системынародного образования в стране предоставляли право родителям, в какуюшколу – белорусскоязычную или русскоязычную – отдавать своих детей. Азакон об образовании в БССР, принятый в апреле 1959 года, предоставлялправо родителям освобождать своих детей от изучения белорусского языка вшколах [10, 402].При Ю.В.Андропове (ноябрь 1982 – 09.02.1984 г.) учителям русскогоязыка и литературы была установлена большая заработная плата, чемучителям национальных языков.В результате такой политики в середине восьмидесятых годов вБеларуси имелось только 23, 1 процента школ и 19, 3 процента дошкольныхдетских учреждений, работавших на родном языке [10, 402]. Наканунераспада СССР состояние языка титульной нации оказалось наиболеесложным по сравнению с другими союзными республиками.Неудовлетворительное состояние родного языка и безразличноеотношение к нему партийного руководства крайне беспокоилообщественность Беларуси. Видные представители творческой и научнойинтеллигенции, преподаватели высшей и средней школы, инженеры, рабочие

в декабре 1986 и в июне 1987 года обратились с письмами к Генеральномусекретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву, в которых предлагали меры поулучшению состояния белорусского языка.Проведенная в республике компания позволила Верховному Советупринять Закон «О языках в Белорусской ССР» (26.01.1990 г.). Белорусскийязык был признан государственным языком республики. Расширилась сфераего использования в органах власти и управления, в средствах массовойинформации, в средней и высшей школе, в дошкольных детскихучреждениях. Уже в 1993/1994 учебном году 80 процентов учеников первыхклассов учились на родном языке. Если в 1987 году в Беларуси работало набелорусском языке 905 дошкольных детских учреждений, то в 1991 году –2 441, соответственно 18,3 и 46,8 процента от общего числа [10, 469].Длительная дискриминационная языковая политика привела к тому, чтомногие педагоги или не знали белорусского языка, или не желалипреподавать на нем. Серьезным стимулом в изменении положения явилосьрешение Совета Министров БССР (1990 г.) об увеличении на 10 процентовзаработной платы преподавателям средней и высшей школы [10, 470]. В товремя автор этой статьи работал освобожденным секретарем партийногокомитета Минского института культуры. Был определен составпреподавателей, свободно владеющих белорусским языком и желающихработать на нем. Сначала число их составило около восьми процентов. Ноуже через год возросло до 40 процентов от общего состава преподавателейинститута.С приходом к власти М.С.Горбачева и объявленной им гласности,освобождение от цензуры средств массовой информации позволили имосвещать многие ранее закрытые темы. Остро говорилось не только ореальном положении дел в различных отраслях производства, но и омногочисленных злоупотреблениях служебным положениемпреступлениях руководителей партийных и государственных органов.В то время, особенно в конце восьмидесятых годов, национальныйвопрос становится одним из главных во внутриполитической жизниСоветского Союза. Во многих публикациях нерусские народы обвиняютруководство страны в геноциде, этноциде, насильственной русификации, впроизвольном нарушении их территориальной целостности, требуютвосстановления государственности.Во всех нарушениях законности и преступлениях обвиняется русскийнарод. Русских стали открыто называть оккупантами, незаконным ихнахождение на территории республик.Неоднократные изменения территорий союзных республик в годысоветской власти без учета их национальных интересов привели кобострению межнациональных отношений, конфликтам и даже военнымстолкновениям между некоторыми союзными республиками. В такихконфликтах погибли сотни ни в чем неповинных людей, сотни тысяч сталибеженцами в своей стране.Руководство Советского Союза такие выступления расценило какнационалистические и сепаратистские и попыталось с помощью армии ихликвидировать. Однако эти действия привели к новым человеческимжертвам, дальнейшему обострению положения в стране и росту массовогонедовольства.В это время в Беларуси создаются массовые общественные организации,действует достаточно сильная депутатская фракция в Верховном Совете. Онипоследовательно и настойчиво отстаивают необходимость возрождениябелорусского языка, исторической государственной символики, белорусскойгосударственности.Предпринятые Верховным Советом и общественными организациямиБеларуси усилия были поддержаны широкими слоями белорусскойобщественности.Однако с этим не хотели согласиться все антибелорусские силы. Ониинициировали проведение майского (1995 г.) и ноябрьского (1996 г.)

референдумов, в результате которых были уничтожены значительные успехипосле принятия закона о языках.Активизировались различные антибелорусские силы, не желавшиепризнавать белорусский язык как составную часть нации игосударственности. Они, пользуясь политической и финансовой поддержкойвласти, стремились уничтожить еще неокрепшие ростки возрождения. Снованачалось массовое закрытие белорусских школ, классов, детскихдошкольных учреждений. К примеру, если в 1994/1995 учебному году вМинске с 226 средних школ имелось 136 со статусом белорусскоязычных, тов 1997/1998 учебном году только 15 В сентябре 1994 года 58 процентовпервоклассников в Минске училось по – белоруски, а в сентябре 1997 года7,3 . В Гродно в 1995/1996 учебном году было 27 белорусских школ, а в1996/1997 – 3 В то же время стремительно возрастало число русских школ. В1995 году их численность в Гомельской области возросла с 14,5 до 60,3процента, в Витебской области – с 18,3 до 42,9 и в Могилевской – 17,2 до42,9 процента [1; 8; 9].Настойчиво вытеснялся родной язык из средних специальных и высшихучебных заведений. Была отменена дополнительная оплата за преподаваниена белорусском языке. Почти все средства массовой информации,учреждения и организации стали русскоязычными.После названных референдумов языковая политика государствафактически была направлена на постепенное вытеснение языка титульнойнации со всех сфер общественной жизни, несмотря на словесную егоподдержку. Стремительно сокращалось число школьников, обучавшихся народном языке. Если в 2006/2007 учебном году в Беларуси их было 21,5процентов, то в 2016/2017 – 13,3 процента, на русском языке возрослосоответственно – с 78,5 до 86,6 процента. Численность учащихся в дневныхучреждениях общего и среднего образования на начало 2010/2011 учебногогода в процентном отношении на белорусском языке обучения составляло

19,0 процента, а в 20162017 - 13,3, на русском языке соответственно – 80,9 и86,6 процента [12].И хотя в последнее время многие белорусы проявляют всё большийинтерес к родному языку, активизировались общественные политическиеорганизации, пропагандирующие его, историю белорусского государства,культуру и традиции белорусского народа, их влияние недостаточное. Безизменения языковой политики, без всесторонней поддержки со стороныгосударства состояние языка титульной нации по-прежнему будетухудшаться.В настоящее время белорусский язык является важнейшимобъединительным фактором, который дает нам возможность сохранить себякак нацию, сохранить нашу государственность, имеющую богатую историю.Выступая на торжественном собрании, посвященному Дню НезависимостиРеспублики Беларусь 1 июля 2017 года, А.Г.Лукашенко сказал: «… Основыбелорусского государства зародились еще в седой древности – в далекомдевятом веке. Уже тогда, 1155 лет назад, Полоцк был известным торговым иадминистративным центром славянской Европы. А Полоцкое княжество –наша историческая колыбель – мирным, трудолюбивым и дружелюбнымгосударством» [13].Из всего изложенного следует: нет языка – нет нации, нет государства.Язык - сердце нации. Уничтожается язык – умирает нация, прекращаетсуществование суверенное государство. Оно становится второстепеннымпридатком другого государства.И.Стадуб – кандидат историческихнаук, профессор.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме